- один из
знаменитейших ораторов древнего мира; род. в
Афинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителем
его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также
ревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славе
оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида,
переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень
избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только
внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев,
положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. был
косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать
плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти
недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и
камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в
данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов;
упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч
колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая
образцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себе
половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить
публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжал
работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в
процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время
малолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния.
Политическая деятельность Д. началась с усилением Филиппа Македонского.
Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитыми
филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он в первый раз энергично
указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан
пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он
за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ
помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Д. не падал
духом от неудач; но когда Филипп силою и хитростью завоевал Фокиду,
поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова
судилища и прислал послов в Афины, Д. произнес речь "О мире" и советовал
уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы.
Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и
послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в
Пелопоннес. Тогда Д., с другими послами из Афин, отправился удержать
аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа,
послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д.
напрасно восстановляет против него всю Грецию, Д., благодаря страстному
красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей
филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу.
Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что
Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах;
во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Д. С ним и его партией
снова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все более
угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и
талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе
войска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных
Филиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа.
Д. был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не
суждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная война
позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею.
Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Д. не падал духом,
и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами
состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах
торжествовали, на голову Д. возложили венок; но радость эта была
последнею и короткою. Битва при Херонее, в 338 г., положила конец
свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался
после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа,
выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивых
афинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа
и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Д.
был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и
окончилась полным торжеством Д., после речи его "О венце". Это последнее
состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин
признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.
Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдавать
гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и
другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам
и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Д. Он
воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго
Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы,
потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа,
оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба
преследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс,
приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну и
Трёзены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в
сторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его,
вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов,
осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, он
принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов
(322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.
Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любил
придуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения,
логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В
приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его
величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем
удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но
нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее
славе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Из
них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Д.
сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которых
главные
- Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Editio princeps (Венеция,
1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц.
1854),
Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих, 1838),
Vomel (Пар., 1843) и
Dindorf (Оксф. 1846; Лпц. 1855).
Отдельные речи, в особенности
Филиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vomel
(Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование
ко всем речам
Д. -
"Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд.
1824; "Indices in
apparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср.
Плутарх, "Vita Demosthenis";
Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schafer, "D. und seine Zeit" (Лпц.,
1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. a Athenes"; его
же,
"D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idees morales
dans l'eloqu. polit. de D.".
Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с конца
прошлого века: "Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч.,
Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб.
1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее",
перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. росс. акд.) и пр. Из
новейших: "Речи Д." (Каз. 1886), В. Краузе; "Олинеские речи Д." (с
биографией и характеристикой, М. 1883), И. Белорусова; "Олинеские речи и
первая речь против Филиппа" (Киев, 1885).
|