(Dhmhthr) - дочь
Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как
богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч.
мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из
так назыв. гомеровских гимнов. Аид, с согласия Зевса, похищает
Персефону; Д., после тщетных поисков, узнает об этом от Аполлона.
Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и
Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной,
которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была
оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Д. делает землю снова
плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских
правителей, Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея, приношению жертв и
елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен
ею для распространения земледелия и ее культа. Елевзин был главным
местом культа Д. Миф о Д. и Персефоне, представляющий собою
произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом
распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств. В культе Д.
было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и
воспитание детей, и Д., как богиня брака и семейной жизни, особенно
почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории.
Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов
распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда
перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян, после переселения их
в Пелопоннес, был неблагоприятен для мирного культа Д.; его оживило
усилившееся влияние ионийского племени. Д. стала предметом почитания во
всей Греции, на о-вах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отожествлена
с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи
(вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены
колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. В древнейшее время Д. слыла
подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном
сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Apиoнa. Это
отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так Опат
изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в
руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает
ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о
пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с
венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или
колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Д.
Триптолема в путь, для распространения ее культа (колоссальный рельеф в
афинском музее). Ср. Preller, "D. u. Persephone,
ein Cyclus
mythologischer Untersuchungen" (1837); Forster, "Der Raub u. die
Ruckkehr der Persephone" (1874).
|