Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Даосизм

, вместе с конфуцианством и буддизмом,  составляет  три,
так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо -  "три  вероучения").
Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не  распространился.
Первоучителем его считается Лао-цзы (иначе Ли-дань,  Ли-эрл,  родившийся
будто бы в 604 г. до Р. X.), хотя все сведения, сообщаемые об этом лице,
таковы, что с полным основанием можно  сомневаться  в  его  историческом
существовании.  Сочинение  его:  Дао-дэ-цзин  или  "Книга   о   пути   и
добродетели" (81 гл.) проникнуто духом  чистого  квиетизма.  От  первого
слова дао (буквально "путь") образовалось название  последователей  этой
религии у китайцев - дао-ши или дао-сы, откуда вышло и наше слово Д.  (у
европейцев taouism, tаuism, tаoism).  Объeм  понятия,  заключающегося  в
слове дао, различен у даосских писателей. В Дао-дэ-цзине дао, хотя и  не
ясно, принимает объективное и абсолютное значение, понимается, как бытие
реальное,  но  неопределимое,   как   innominabile   александрийцев.   У
последующих писателей, отчасти, вероятно, под влиянием буддийских  идей,
дао принимает значение независимого  источного  начала,  отца  и  матери
всего существующего, но не в творческом смысле, а в образовательном; оно
властвует над законами неба и  животворит  все  твари.  "Дао  есть  нить
пустоты и несуществования, корень творения, основание духовного,  начало
неба и земли; нет  ничего  вне  его;  нет  ничего  такого  сокровенного,
которое бы  не  заключалось  в  нем".  Д.  изучен  европейскими  учеными
несравненно менее, чем две другие религии Китая. Объясняется это, прежде
всего, тем, что  даосская  литература  очень  обширна  (полное  собрание
даосских сочинений, или Дао-цзан, - 550 томов, сокращение его 34 тома) и
на первый взгляд, благодаря разным прикрасам и отступлениям в роде чудес
и т.п., кажется малосодержательною и  очень  не  интересною,  тогда  как
конфуцианство невольно привлекает на себя внимание тем, что проникло  во
весь строй жизни Китая, а буддизм служил и служит предметом исследования
европейцев и в других странах, и в своей литературе на других языках.  В
сущности, однако, хотя в литературе Д. и много  ненужного  балласта,  он
чрезвычайно интересен и важен для  изучения  Китая,  особенно  в  первом
периоде своего развития, когда он, в борьбе с конфуцианством, принял под
свое  покровительство  все   отвергнутое   рационалистами-конфуцианцами.
Верование в духов,  остатки  шаманства,  астрология,  алхимия,  гадания,
различные сверхъестественные медицинские рецепты (последователи Лу-шэна,
Ли-шао-цзюня и Люань-да), талисманы (Чжан-дао-лин I в. и Коу-цянь-чжи  V
в.) - все это нашло себе место в Д. Он представляет  из  себя,  поэтому,
собрание всякого рода верований и систем, не имеющих между собою  ничего
общего, даже и не стремившихся к обобщению. В развитии Д. представляются
три периода: 1) период метафизики и выработки  философской  системы;  2)
период увлечения мистикой и погони за  сверхъестественным,  когда  даосы
занимались добыванием философского камня, жизненного  элексира,  напитка
бессмертия и т. д., и 3)  последний  период  (со  времен  Ду-гуан-тина),
когда  даосы  почти  исключительно  занимаются  сношениями  с  духами  и
жреческими обязанностями. Когда проник в Китай буддизм и стал там быстро
распространяться, Д. вступил в борьбу и с ним, но на очень  оригинальной
почве.  Буддизм  явился  в  Китай  уже  с   известной   литературой,   с
выработанной системой, возникшей на почве индийской  философии.  Д.  все
это принял, только переделал по своему. В pendant к Будде  (в  китайских
переводах  сутр  обыкновенно  называемому  Ши-цзунь)  даосы  из  Лао-цзы
сделали Лао-цзюня; как Будде Сакьямуни предшествовали другие Будды,  так
и Лао-цзюни неоднократно являлись на земле,  и  Лао-цзы  -  одно  из  их
воплощений. Буддисты принесли с собою учение об обетах и о десяти добрых
и злых делах; то же самое явилось и у даосов, только у последних обеты и
дела, будучи одинаковы по числу, отличаются по  составу  (напр.,  первым
добрым делом поставлена  почтительность  к  родителям  -  чисто  в  духе
конфуцианства  и  Китая).  Точно  также  даосская   система   мироздания
представляется простою переделкою буддийской, с переменой  только  имен.
Мало  того:  с  появлением  буддийских  сочинений  на  китайском  языке,
даосские  сочинения  приняли  их  стиль,  даже  все   стали   начинаться
стереотипной фразой: "слышал" (как буддийские сутры  начинаются  фразой:
"Так я слышал, когда Будда" и т.  д.).  За  этой  фразой,  в  подражание
опять-таки   сутрам,   следует   пространное   описание   обстоятельств,
предшествовавших  изложению  сочинения.  В  буддизме  одним  из  главных
средств аскетической практики сделалось созерцание - даосы  и  его  себе
усвоили; некоторые  их  писатели  стали  рекомендовать,  для  достижения
бессмертия, созерцание (вместо прежних снадобий, талисманов  и  т.  п.).
Существуют подробные описания, как производить такие созерцания; но  все
это - сколок с буддийских, применительно  к  местным  условиям.  Главную
роль в таких созерцаниях играет "Северная Медведица" (Бэй-доу), точнее -
дух этого созвездия.
   Как во время борьбы с конфуцианством Д. пользовался  покровительством
некоторых китайских государей, имена которых сохранила  история,  так  и
борьба его с буддизмом шла неравномерно. Бывали  случаи,  что  китайские
императоры делались ревностными сторонниками  буддизма,  и  тогда  число
поклонников Д. значительно сокращалось (благодаря мерам  правительства),
- но не мало и обратных примеров, когда  императоры  покровительствовали
Д. и преследовали буддизм. Напр., в  сев.  Китае  при  Вэйской  династии
император  Тай-ву-ди  (424  -  465  по  Р.-Х.)  преследовал  буддизм,  а
Сяо-мин-ди (516 - 526), наоборот,  отправил  посольство  (в  518  г.)  в
западные края искать буддийские книги. Династия Тан (620 -  907)  и  Сун
(960 - 1279) дали нескольких императоров - сторонников Д.; таков, напр.,
танский  Вэньцзун,  который,  по  совету  даосов,  в  845  г.,  приказал
разрушать буддийские кумирни и монастыри.  Считают,  что  в  силу  этого
приказа было уничтожено  слишком  4600  кумирень,  слишком  40000  ступ,
храмов и т. п., возвращено в  первобытное  состояние  260500  монахов  и
монахинь, отобрано в казну большое количество отличных  пашен  и  150000
рабов и рабынь. В этой борьбе Д. стоял на национальной почве, а  буддизм
являлся иноземной религией, чуждой истинного китайского  духа,  особенно
вследствие обязательного безбрачия своих жрецов. Даосы делились  на  три
класса: горных аскетов, монахов и женатых. Безбрачие  стало  обязательно
для них не ранее Х-го века. Разносторонний характер Д.  отозвался  и  на
пантеоне его богов и святых мужей, поражающем  своею  многочисленностью.
Достойные поклонники Д. берутся очень часто с этой  земли  на  небо  для
управления какой-нибудь частью его, или какимлибо  созвездием;  там  они
повышаются или понижаются в ранге, сообразно заслугам. С другой стороны,
и с неба посылаются на землю  правители:  они  живут  в  десяти  главных
пещерах Китая; в провинции Сы-чуань находятся 24 управы, заведывающие 28
созвездиями. Замечательно,  как  иногда  легко  достигается  достоинство
такого даосского праведника; напр., дровосек пошел в горы рубить  дрова,
увидел старцев, играющих в шашки, засмотрелся и  положил  топор;  старцы
дали ему проглотить косточку, похожую на финиковую; он не чувствовал  ни
голода, ни жажды; потом ему велели идти  домой;  хватился  за  топор,  -
топорище сгнило; вернулся домой, -  узнал,  что  со  времени  его  ухода
прошло уже несколько сот  лет;  отправился  в  горы  и  нашел  спасение.
Хуан-п-жень нашел на горе Ло-фу-шань, после своего брата Гэхуна, пилюлю,
проглотил  ее  и,  подобно  брату,  сделался  святым.  Определить  число
последователей Д. в настоящее время невозможно. Причина  этого  лежит  в
полнейшем религиозном индифферентизме современного китайца. Весьма часто
из членов одной и той же  семьи  один  исполняет  конфуцианские  обряды;
другой придерживается буддизма, третий - Д.  Можно  сказать  еще  более:
обыкновенный китаец, в сущности  -  не  конфуцианец,  не  буддист  и  не
даосист, а всего  понемножку.  Как  в  кумирнях  (кроме  ламских)  часто
встречается собрание идолов всех трех религий, так и всякий  китаец  при
случае не прочь почтить и Будду, и Лао-цзюня, и  Лун-вана  (дракона),  и
Вэнь-чан-ди (бога хрий). Несомненные последователи какой-либо религии  -
только ее жрецы, т. е. сэн - буддийские монахи (ни - монахини)  и  даосы
(дао-ши) - даосские.  Даосы  занимаются.  главным  образом,  исполнением
жреческих  обязанностей  в  храмах,  участвуют  в   похоронных   и   др.
процессиях,  в  качестве  мастеров  отгонять  злых  духов  и  уничтожать
дьявольские наваждения.  С  этой  целью  даосы  особенно  пропагандируют
талисманы, в виде бумажек с печатями  и  особенным  образом  написанными
иероглифами. Особенно ценятся (до нескольких рублей, -  цена  для  Китая
очень  большая)  талисманы  преемников   Чжан-дао-лина,   про   которого
рассказывают, что он родился в 34 г. по Р.-Х"  отличался  необыкновенным
ростом и фигурой, совершил много чудес, в 142 г.  получил  от  Лао-цзюня
печать и два меча (которыми только и можно рубить  демонов),  вместе  со
званием небесного учителя (тянь-ши), в  147  г.  поднялся  на  небо;  но
дарованные ему сила над демонами и звание небесного учителя передаются в
его роде преемственно от отца к  сыну.  Не  брезгают  даосы  и  ремеслом
гадателей.   Для   управления   ими   китайское   правительство,   кроме
вышеупомянутых потомков Чжан-дао-лина, живущих в г. Би-чэн, что к  Ю  от
Гуй-ци  в  провинции  Цзян-си,  назначает  еще  особых  дао-гуаней,  или
чиновных даосов, образующих из себя нечто в роде консистории.
 
   Литература: В. Васильев, "Религии Востока" (СПб.,  1873);  иepом.  П.
Цветков, "О секте даосов" ("Труды  членов  пекинской  дух.  миссии",  т.
III); С. Георгиевский, "Первый период китайской истории"  (СПб.,  1885);
его же, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888); Hampden, "The Dragon, Image
and Demon"; James Legge, "The texts of Таoism"  ("Sacred  books  of  the
East", v. XXXIX - XL); J. Chalmers, "Tauism" ("The China Review", vI,
ь 4); J. Edkins, "Phases in the developement of Tauism"  ("Transact.  of
the Hongkong branch of the R. A.  S.",  1855);  Pauthier,  "Memoire  sur
l'origine et la  propagation  de  la  doctrine  de  Tao";  Ab.  Remusat,
"Memoire sur Lao-tseu"; St.-Julien "Le livre de la voie et de  la  vertu
par Lao-tseu" (
Пар., 1841).
  
А. О. Ивановский.

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz