, по-турецки и
арабски Димишк-эш-Шам - главный город
турецкого вилайета Сирии, резиденция генерал-губернатора (вали), на
высоте 700 м., у подножия Антиливана, при р. Барада. Равнина, на которой
лежит Д. (Гхутах, 400 кв. км.), отличается роскошной растительностью.
Магомет, по преданию, назвал ее четвертым земным раем, а Юлиан называл
Д. глазом Востока. Д. имеет около 7 км. в окружности, обнесен стеною с 6
воротами, состоит из лабиринта узких, грязных и пыльных улиц, со
множеством бесхозяйных собак. Самая широкая, длинная и красивая улица -
Тарик-эль-мостаким, на которой указывают дом, где жил апостол Павел; она
ведет к воротам Павла, древней постройке из громадных камней, на которой
и теперь еще стоят дома, как во времена апостола, которого впустили в
город из такого дома. Дома снаружи имеют невзрачный вид, внутри же
нередко заключают убранные со вкусом комнаты, дворы, сады с бассейнами,
фонтаны. Водопроводы города превосходны. Вне городских стен - цитадель,
которую относят ко временам крестовых походов. Из предместий - Салахиех,
в 2 км. от города, служит летним местопребыванием богатых и европейцев.
Из 150000 жит. около трех четвертей - магометане: сирийцы, турки, арабы
и друзы. Главная мечеть, Джами Омайядов, была построена первоначально
имп. Гераклием, как храм в честь Иоанна Крестителя. Здесь хранится
экземпляр Корана халифа Османа. Из христиан больше всего православных
(две церкви, пять школ; Д. - местопребывание антиохийского патриарха).
Почти столько же греков униатов или мелхитов, которые имеют здесь
патриарха, 1 церковь и 2 школы; есть еще униаты-якобиты, несториане
(халдеи), армяне, марониты и копты. У христиан римско-католического
исповедания три монастыря. Американцы-пресвитерианцы поддерживают
миссию, со школой для слепых и еще двумя школами. Евреи (ок. 8000) имеют
10 синагог и живут, как и христиане, в особом квартале. Знаменитые
прежде магометанские заведения для подготовления ученых пришли в
совершенный упадок, а публичные библиотеки при медрессе находятся в
полном беспорядке. Приготовление знаменитых дамасских клинков
прекратилось с тех пор, как Тимур увез в Самарканд оружейных мастеров.
Со времени открытия Суэцкого канала торговля и благосостояние города
сильно понизились: прежнее торговое значение Д. обусловливалось
значительной транзитной торговлей с Месопотамией и Персией, которая
теперь избрала более дешевый и безопасный морской путь. Соответственно
этому и базары Д., хотя и сохранили прежний внешний вид, а частью даже,
благодаря Мидхату-паше, украсились, отличаются теперь бедностью.
Обрабатывающая промышленность сохранила еще значение; замечательны
шелковые ткани, затканные золотом и серебром, шерстяные,
хлопчатобумажные и полушелковые ткани, разнообразные кожаные изделия,
ювелирные, золотые, серебряные и медные работы и инкрустированная
перламутром мебель; последняя составляет характерное изделие Д.
Значительны также мыловарение и клееварение. Предметы вывоза: продукты
местной промышленности, хлопок, конопля, москотильные товары, зерновой
хлеб, мука, кожи, изюм, сушеные абрикосы и их косточки, маринованные
фрукты. Раз в месяц приходит торговый караван из Алеппо, раз в год
собирается караван в Мекку. Д. соединен шоссе с Бейрутом; он считается
самым священным городом мусульман после Мекки и Медины и называется
воротами Мекки, так как это единственный город на богомольческом пути.
Прекрасный климат и обилие воды способствуют садоводству на равнине
Гхутах. Знамениты с древности Д. слива, которая теперь распространена по
всей юж. Европе; Д. роза, со стволом до 3 м., служащая для добывания
розового масла, и Д. виноград.
История. Д. - один из древнейших городов в мире. Основание его
приписывают Узу, правнуку Ноя; во времена Авраама он уже был
значительным городом, а при Давиде - резиденцией небольшого
самостоятельного государства. Д. занимал видное место среди областей
зап. Азии и вел постоянные войны с царствами Иудейским и Израильским,
которым часто должен был платить дань. Потерял свою самостоятельность в
VIII в., но и под владычеством ассирийцев, вавилонян, персов играл
важную роль своей торговлей. После битвы при Иссе Д., вместе с Сирией,
вошел в состав монархии Александра Македонского; позже им владели
Селевкиды. Во время войн Митридата с Помпеем им овладели римляне (64 до
Р. X.), позволившие ему управляться собственными царями. В 633 г. по Р.
Хр. Д., после 2-мес. осады, взят халифом Омаром. Моавия сделал его
резиденцией халифов, которою он и оставался до 750 г. Затем Д. переходил
в руки разных династий; в IX в. им владели Тулуниды, в Х - Фатимиды, в
XI - Сельджуки. Во время крестовых походов Д. не мало пострадал. Его
осаждал в 1148 г. Людовик VII. В 1154 г. Д. взят Нуредином; по смерти
его перешел (1174) к Саладину, который здесь и умер, после чего Д.
разделял участь Алеппа и Египта. В 1401 г. он был разрушен и сожжен
Тимуром, но, вследствие своего важного значения для торговли Востока,
снова отстроен. Затем им владели мамелюки до 1516 г., когда он был
присоединен султаном Селимом I к Турецкой империи. В 1833 г. Мехмед-Али,
овладев Cupиeй, подчинил себе временно и Д.; но европ. союзники султана
возвратили его, вместе с Сирией, Турции (1840). С 9 по 16 июля 1860 г.
Д. был свидетелем ужасной резни христиан друзами. Ср.
Bremer,
"Mittelsyrien und D." (1853); Porter, "Five years in D." (2 изд.
1870);
Makintosh, "D. and its people" (1882).
|