- высшее духовное
лицо сев. буддистов, с светскою властью.
Лама, слово тибетское, значит "верховный" (старший); далай
по-монгольски: "великий". Этот термин появился в буддийской иерархии
сравнительно недавно. У реформатора новейшего буддизма, Цзонхавы (XV
ст.), было 8 учеников, которых считают перерожденцами (х-убильганами).
От одного из них, Кень-дюн-Чжукба, основателя монастыря Чжамхлюмбу, и
пошли Д., в некотором роде живые божества, утвердившиеся в Тибете, в
Хлассе. Китайцы из политических расчетов стали покровительствовать Д., а
с 1751 г. вверили им светскую власть над всем Тибетом. Д. живет в
златоверхом монастыре, выстроенном на холме Будале. По смерти Д. ему
сооружается на кровле будалинских палат небольшой храмик, с позолоченною
крышею, и там ставится золотой обелиск с пеплом умершего. Новый Д.
избирается из тех мальчиков, которые родились в момент смерти прежнего.
Прежде это совершалось путем гадания, а теперь по жребию, причем
руководящую роль играют китайские чиновники; поэтому избранные всегда
принадлежат к семействам, преданным Китаю. В доказательство своего
достоинства мальчик-перерожденец должен признать какуюнибудь вещь из
употреблявшихся прежним Д. Родители избранного мальчика получают
пожизненно княжеское достоинство 5-й степени. См. о. иакинеа, "Описание
Тибета" (СПб., 1828); Koppen, "Die
Religion des
Buddha und
ihre
Entstehung" (Б., 1857 - 1859);
Schlagintweit, "Buddism in Tibet" (Лпц.,
1863); Wordworth, "The Church of
Thibet and the historical analogies of
Budhism and Christianity" (Л., 1877).
Н. Веселовский.
|