или Дажьбог -
божество славяно-русской мифологии, упоминаемое
в начальной летописи под 980 г., в Ипатьевской лет. (изд. арх. ком.,
52), в Новгородской (id. стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см.
"Чтения" 1846 г. ь 2, статья Бодянского). Значение Д. определяется
вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летоп. под
1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его (Сварога),
именем Солнце, его же наричют Дажьбог... "Солнце царь, сын Сварогов, еже
есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале мы
здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., повидимому, вне сомнения.
Есть в другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбца
сказано о русских язычниках: "И огневи молятся, зовут еге Сварожичем"; в
"Слове о полку Игореве" русские два раза называются внуками Дажьбога.
Огонь и солнце, являются братьями, а витязи - потомками солнца едва ли
не во всех родственных мифологиях. Значению соответствует и долго бывшее
в ходу толкование имени: дажь - прилаг. от даг, готск, dags (нем. tag -
день) от скр. корня dagh - жгу. Но Kpeк ("Einleitung
etc." стр. 103,
прим. 3) и после него с большим количеством аргументов Ягич
("Mythologische Skizzen" в Archiv f. Slav. Philologie"
за 1881 г. т. V,
стр. 11) отвергают такое производство. В Д. Ягич видит слож. повел.
накл. от глагола дати (ц. слав. даждь) и существительного бог;
следовательно Даждьбог значит бог дающий или бог-податель, что вполне
подходит к богу солнца. Некоторое сомнение является относительно
подлинности Д., как отдельного божества: 1) Симарьгл и Мокошь, рядом с
которыми он стоит в начальной летописи, более чем подозрительны; 2)Ягич
не без некоторого основания заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога;
3) Хорс, от имени которого Д. в начал, летописи не отделен союзом и,
тоже есть солнечный бог, как это явствует и из "Слова о полку Игореве".
Дажьбог, может быть, нечто иное, как эпитет, который позднее становится
синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречается у славян южных.
Последнее обстоятельство, в связи с неудовлетворительностью славянской
этимологии имени, заставило Гедеонова ("Варяги и Русь" I, 350 - 1), а за
ним и Фаминцына ("Божества славян" стр. 207 и след.), производить его с
севера; Гедеонов ведет его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын
считает его прямо скандинавским божеством (хотя скандинавская мифология
такого не знает), усвоенным русскими славянами от их варяжских князей.
Ягич указал, однако, сагу (напечатана Новаковичем в журн. "Vila"),
свидетельствующую, что Д. в форме Дабог был известен у южных славян и
пользовался таким уважением, что под влиянием известной дуалистической
ереси обратился в сатану и стал врагом Господа и владетелем земли;
только Сын Божий победил его и лишил этой власти. Это очень важное
свидетельство в пользу Д., который, до указания новых данных, остается
одним из наименее сомнительных божеств наших языческих предков.
А. Кирпичников.
|