(Ганс-Гвидо фон),
замечательный пианист, сын немецкого поэта
Карла фон Б., род. 8 января 1830 г. в Дрездене; игре на фортепиано
обучался у Фр. Вика, теоретическое же образование получил у Макса-Карла
Эбервейна (с 1844 г. ). В Штутгарте, где он поступил в гимназию, в 1846
г. Б. впервые выступил в качестве пианиста. В 1847 г. он переселился в
Лейпциг для изучения права и вместе с тем брал уроки контрапункта у
Гауптмана. В 1849 - 1850 гг. он продолжал свое юридическое образование в
Берлине. Между тем в нем созрело решение посвятить себя музыке, к
которой он чувствовал призвание. С этою целью Б. обратился в Цюрих к
Рих. Вагнеру, которого он знал еще в Дрездене, и после кратковременной
капельмейстерской деятельности в С.-Галлене и Цюрихе, в 1851 г.
отправился в Веймар, к Листу, который руководил Б., как пианистом, в
продолжение двух лет. На балленштедтском музыкальном фестивале Б.
составил себе имя как пианист, и с тех пор его репутация еще более
упрочилась, благодаря многократным концертным путешествиям.
С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был
назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б.,
следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял
королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной
королевской музыкальной школы. Семейные дела Б. принудили его в 1869
отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он
отправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет,
давая концерты, но затем предпринял обширные по своим размерам
артистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканские
Соединенные Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878 - 79 гг., в
Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнинген
для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными
делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с
Мейнингенской капеллой по Германии, в 1881 - 82 гг. Б. посещал также
неоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист и
капельмейстер. Он дирижировал в концертах "Филармонического" и
"Императорского Русского Музыкального" обществ. Кроме того, он совершил
артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя
пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего
пребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианной
литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б.
читал и заграницей.
Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней,
блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда
выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность
исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно
было просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его
безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без
партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых,
фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем
Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого
оркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельный
пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в
пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде
выпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов,
редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат
также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа.
В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в
издании Зигмунда Леберта "Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke"
(Штутгарт, 1872). Н. С.
|