Депрео (Николай
Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик,
род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное
образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом
исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано
приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик
XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином,
сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими
сатирами Б. считаются 8-я ("Sur I'homme") и 9-я ("А son esprit"). Кроме
того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т.д., отличающихся
изяществом стиха; им не достает, однако, истинного поэтического порыва.
Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей
дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poetique", которая является
наиболее полным выражением положений ложной или новоклассической школы.
Б. исходит из убеждения, что в поэзии как и в других сферах жизни выше
всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться
фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть
общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и
вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в тоже время прост и
свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался
недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю
поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом
низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство,
сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним,
указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и
Мольера), и в своем "Art poetique" создал кодекс изящного вкуса, который
долгое время считался обязательным в французской литературе
("Законодатель Парнасса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и
в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма,
не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и
подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть
сколок "A son esprit" Б.).
Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б., хотел показать в чем должен
заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых
фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному
вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые
забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается
скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того
времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов.
Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство
новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они
сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой
нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц.
писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго
воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет
комментарий к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником
древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и
франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б.
обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его
связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному
характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым
современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на.
него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим
тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то
время, теперь забытой плеяде писателей в роде Шапелена и др. Нельзя не
отметить в характере Б. еще одну черту - то, что вследствие увечья,
случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется
ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его
поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер
стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень
часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар.,
1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809,
3 т. и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Beppиa
С.-При (1830 - 34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание
его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж,
1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despreaux"(1773); Brunetiere,
"Etudes critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы"
(вып. 18).
|