Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Буало

Депрео (Николай Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик,
род.  1  ноября  1636  г.  в  Париже,  получил   основательное   научное
образование,  изучал  сначала  правоведение  и  богословие,   но   потом
исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже  рано
приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик
XIV назначил его  своим  придворным  историографом,  вместе  с  Расином,
сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими
сатирами Б. считаются 8-я ("Sur I'homme") и 9-я ("А son esprit").  Кроме
того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и  т.д.,  отличающихся
изяществом стиха; им не достает, однако, истинного поэтического  порыва.
Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей
дидактической поэме в 4-х песнях:  "L'art  poetique",  которая  является
наиболее полным выражением положений ложной или новоклассической  школы.
Б. исходит из убеждения, что в поэзии как и в других сферах  жизни  выше
всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться
фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть
общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и
вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в тоже время  прост  и
свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался
недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю
поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился  романтизм.  Он  с  успехом
низвергал раздутые знаменитости того  времени,  осмеивал  их  жеманство,
сентиментальность  и  вычурность,   проповедовал   подражание   древним,
указывая на лучшие образцы тогдашней французской  поэзии  (на  Расина  и
Мольера), и в своем "Art poetique" создал кодекс изящного вкуса, который
долгое   время   считался   обязательным   в   французской    литературе
("Законодатель Парнасса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся  и
в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители  псевдокласизма,
не только слепо  следовали  правилам  литературного  кодекса  Б.,  но  и
подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму  моему"  есть
сколок "A son esprit" Б.).
   Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б., хотел показать в  чем  должен
заключаться истинный комизм и  выразить  протест  против  полной  грубых
фарсов комической литературы того  времени,  угождавшей  невежественному
вкусу  значительной  части  читателей;  но  заключая  в  себе  некоторые
забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и  отличается
скучными длиннотами. В старости Б. вмешался  в  очень  важный  для  того
времени спор  о  сравнительном  достоинстве  древних  и  новых  авторов.
Сущность спора заключалась в  том,  что  одни  доказывали  превосходство
новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они
сумели соединить  красоту  античной  формы  с  разнообразием  и  высокой
нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда  франц.
писатели  не  превзойдут  своих  великих  учителей.  Б.  вначале   долго
воздерживался сказать свое веское слово,  но  наконец  выпустил  в  свет
комментарий к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником
древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого  результата  и
франц. общество  продолжало  предпочитать  самого  Б.  Горацию.  Имя  Б.
обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера,  с  которыми  его
связывала тесная дружба.  И  надо  отдать  справедливость  нравственному
характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть  к  его  знаменитым
современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали  на.
него за "Федру"; такую же поддержку  он  оказал  Мольеру,  угадав  своим
тонким критическим чутьем превосходство последних над  популярной  в  то
время, теперь забытой плеяде писателей в роде Шапелена и др.  Нельзя  не
отметить в характере Б. еще одну черту  -  то,  что  вследствие  увечья,
случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим  объясняется
ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие  теплых  тонов  в  его
поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер
стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались  очень
часто; из полных собраний  самые  лучшие:  выпущенное  им  самим  (Пар.,
1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж,  1809,
3 т. и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821,  4  т.),  Beppиa
С.-При (1830 - 34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур,  1870).  Собрание
его писем выпущено в свет  Лавердэ  под  заглавием:  "Boaleana"  (Париж,
1858, 2 т.). См. D'Alembert,  "Eloge  de  Despreaux"(1773);  Brunetiere,
"Etudes critiques" (1880); Кирпичников,  "История  всеобщей  литературы"
(вып. 18).

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz