Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Британские

острова - архипелаг у западных берегов Европы; он  состоит
из двух больших островов: Великобритании и Ирландии, и  множества  малых
(Мен,  Силли,  о-ва  Шэтландские,  Оркадские,  Гебридские  и  мн.  др.);
расположен между 60ш 52' и 49ш 53' сев. шир. и  между  1ш  45'  вост.  и
10ш40' запад долг.; обнимает площадь  в  314170  кв.  км.  (5705  квадр.
миль), с населением 34938406  жителей  (1881).  На  долю  Великобритании
приходится 217841 квадр. км. (3956 квадр. миль), Ирландии - 83614 квадр.
км. (1518 кв. миль), а из остальных 1127 островов  и  утесов  только  10
имеют свыше 400 кв. км. Великобритания  в  месте  с  Ирландией  образуют
"Соединенное королевство"; остров же  Мен  и  острова,  расположенные  в
канале Ла-Манш, не причисляются к Б. островам.
   Британский музей в Лондоне - замечательнейшее в свете собрание  книг,
рукописей, монет,  произведений  древнего  искусства  и  др.  редкостей.
Возникновением и быстрым ростом своим обязан  главным  образом  щедрости
частных лиц. Происхождение сокровищ его связано прежде  всего  с  именем
Роберта Коттона, внук которого  в  1700  г.  подарил  стране  "на  общее
пользование" библиотеку и коллекцию монет, медалей и  других  редкостей,
собранную его дедом; парламентским актом  управление  этими  коллекциями
поручено было особым  попечителям  (trustees),  причем  с  1730  г.  они
помещены были в Ashburnham-House (Westminster). Следующее имя, с которым
связана история Б. музея,  -  имя  Ганса  Слона:  в  1702  году  богатый
лондонский  судохозяин  Куртон  завещал   свои   драгоценные   коллекции
(минералогическую, ботаническую, картинную,  гравюрную  и  скульптурную)
Слону, лейб-медику короля и второму  (после  Ньютона)  президенту  Royal
Society, который  и  сам  был  обладателем  богатого  музея.  Последний,
соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в  принадлежащем
ему замке Чельси. В завещании своем (умер  в  1753  г.)  он  укрепил  за
своими согражданами право вечного пользования его замком и  музеем,  под
условием уплаты наследникам его 20000 ф. ст.  Как  раз  в  то  же  время
герцогиня  Портлендская,  последняя  владетельница   рукописей   Роберта
Гарлея, предложила парламенту купить их за 10000 ф. ст. Парламент  актом
1753 г. постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлея  и,  соединив
их с упомянутой уже библиотекой Коттона в  одно  целое,  открыть  к  ним
доступ публике. Этим положено было основание Б.  музею.  За  недостатком
средств оказалось необходимым  прибегнуть  к  лотерее,  которая  и  дала
100000  ф.  ст.  Помещение  в  замке  Чельси  оказалось   недостаточным,
вследствие чего  и  приобретено  было  в  Great-Russel-Streat  громадное
здание Montagu-House, окруженное парком в 7 акров (покупка стоила  10000
ф.  ст.,  переделка  12000  ф.  ст.).  В  1759  г.  музей  был   открыт.
Парламентским актом 1853 г., положившим основание музею,  управление  им
поручалось 41 попечителю; 6 из  них  должны  были  быть  представителями
семейств Коттона, Слона и Гарлея (family-trustees), 20 должны были  быть
замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали  архиепископ
кентерберрийский, лорд-канцлер, спикер палаты  общин  и  другие);эти  26
человек избирали затем 15 остальных членов из известных  ученых  и  лиц,
содействие которых так или иначе могло быть полезным для музея. Директор
учреждения назначался правительством и  назывался  principal  librarian,
так как библиотека (library) была важнейшею частью учреждения  с  самого
его основания; у него были три помощника (keepers): для  печатных  книг,
для рукописей и для естественно-исторических коллекций, к которым  позже
присоединены были древности. По уставу 1759 г.  музей  должен  был  быть
открыт для публики ежедневно, за исключением субботы и  воскресенья;  но
публичным, в обширном смысле этого слова, он сделался  только  в  начале
следующего столетия, так как до этого  времени  для  получения  входного
билета приходилось очень долго ждать очереди. Бюджет музея был в  первое
время  очень  не  велик;  чиновники  получали  ничтожное  содержание   и
относились к делу очень небрежно; коллекции не умножались и находились в
беспорядке. Только в начале текущего столетия, по вступлении в должность
4-го директора музея, сэра Иосифа Планта  (1799  -  1827),  музей  начал
быстро  развиваться.  4  отделения  его   (печатные   книги,   рукописи,
древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в  порядок
и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики  к
учреждению быстро возрастал: так, в 1807 г. выставки  музея  осматривали
13000 чел., в 1827 г. - 80000; читателей было в 1800 г. - 200, в 1825 г.
- 22000. В 1812 г. парламент вотировал  добавочный  кредит  по  1000  ф.
стерл. на 4 года для пополнения важнейших пробелов. Кредит этот сделался
вскоре постоянным и стал в то же время  быстро  увеличиваться.  Еще  при
жизни Планта решена была  перестройка  MontaguHouse,  которая  закончена
была только в 1852 г., и производилась по планам  архитекторов,  братьев
Роберта и Сиднея Смирке. В это то время  воздвигнут  был  и  знаменитый,
лучший в мире читальный зал Б. музея: круглая, с куполом, зала (43 метра
в диаметре и 32 метра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел.;
места  для  читателей  расходятся  радиусами,  в  центре   же   устроено
возвышение для дежурных чиновников. Постройка зала стоила  более  150000
ф. стерл. (подробности о нем см. в книге  Собольщикова:  "Обзор  больших
библиотек Европы" (Спб., 1859 г.). Быстрым последующим  развитием  своим
музей обязан исключительно двум  непосредственным  преемникам  Планта  -
Henry Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г.), в особенности  же
последнему, который поставил себе целью жизни поставить  Б.  музей  выше
парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителям  представляют
замечательные проекты  систематизации  покупок  книг  и  ряд  остроумных
соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг).  Особенно
важны  были  для  развития  музея  ревизии,  которые   парламент   через
нескольких своих членов производил почти каждые десять  лет.  Результаты
парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т.д.) изложены в громадных
томах, составляющих часть Parliamentary Papers; каждая из них влекла  за
собой  какую  либо  реформу  в  организации  управления  музея,  или  же
расширение его бюджета. В  особенности  замечательны  в  этом  отношении
ревизии 1849 - 50 гг., после которых преобразован был совет попечителей.
Он должен был  состоять  отныне  из  50-ти  членов:  25  мест  в  совете
принадлежат по прежнему известным должностным высокопоставленным  лицам,
9 -  представителям  семейств,  оказавших  особые  услуги  музею  своими
пожертвованиями;  остальные  15  членов  избираются  пожизненно,   и   1
назначается правительством. Эти 50 членов собираются каждые  две  недели
во время парламентских сессий и один раз в месяц  во  время  вакаций.  С
1850 же года, на  основании  заключения  ревизионной  комиссии,  эти  50
членов   стали   выбирать   из   своей    среды    постоянный    комитет
(standing-committee), который, состоя из 18 членов, должен вести текущие
дела, директор музея исполняет обязанности  секретаря  комитета.  Вторая
крупная реформа произошла в 1875, когда Б.  музей  разделен  был  на  12
следующих отделов,  и  каждый  под  управлением  особого  хранителя:  1)
печатные книги,  2)  рукописи,  3)  древности  восточные,  4)  древности
средневековые и этнография, 5) древности греческие и римские, 6)  монеты
и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы,  9)  ботаника,
10)  зоология,  11)  палеонтология,  12)  минералогия.   Этот   чересчур
смешанный  характер  коллекции  музея,  который,  как  говорили,  грозил

 
превратить его в базар, изменился коренным образом, когда в  1881  г.  4
последние отдела его перенесены были в  знаменитый,  воздвигнутый  между
1873 - 80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В  настоящее
время Б. музей имеет громадный штат служащих (число их превышает 300): в
каждом отделе, кроме главного хранителя  (Keepers  Departments)  имеется
несколько   помощников   (assistant   keepers)   и    прикомандированных
(assistants), которые опять таки подразделяются на старших и младших.
   Бюджет музея в 1873 г. был определен в 100000 ф. стерл., потом он еще
увеличивался до 1883 г., но затем был уменьшен в видах экономии.  Бюджет
этот распределяется следующим образом: на жалованье  служащим  55000  ф.
стерл. (из них Principal Liorarian получает 1200ф.). Интерес  публики  к
учреждению продолжает быстро возрастать. Число читателей, которых в 1881
г. было 123000, в 1887 г. возросло до 180000, число ежедневно  требуемых
книг равнялось в 1887 г. 1200. К занятиям в читальном зале и  рукописном
отделении  допускаются  лишь  лица,   имеющие   специальное   разрешение
директора  музея,  для  получения  же   такого   разрешения   необходима
рекомендация  более  или  менее   известного   лица   или   ручательство
какогонибудь  домовладельца;  вторым   принципом   является   запрещение
выдавать книги на дом. Число посетителей музея в год доходит до  800000.
Музей открыт по понедельникам, средам и пятницам с 10 ч утра до 4, 5 и 6
ч. вечера (смотря по  времени  года).  Читальный  зал  открыт  ежедневно
(кроме  праздников)  до  7  часов  вечера.  С  1881  г.  в  нем  введено
электрическое освещение. Первую неделю месяцев февраля,  мая  и  октября
музей закрыт совершенно.
   Рассмотрим сначала библиотеку печатных книг и рукописное отделение, а
затем скажем несколько слов и о других коллекциях музея.
   I.  Библиотека   Британского   музея   считается,   после   парижской
Национальной, самой богатой в мире, но  по  порядку  и  по  совершенству
каталогов может быть поставлена на первое место. И  тем,  и  другим  она
обязана главным образом упомянутому уже Павицци, который первый  обратил
внимание на то, чтобы соблюдалось давнишнее парламентское постановление,
предписывающее безвозмездную доставку библиотеке каждой книги, выходящей
в Великобритании.
   В общем библиотека имеет в настоящее время почти 2000000 т., в  числе
которых имеются лучшие, чем где бы то ни было в  мире,  коллекции;  так,
литература СевероАмериканских Штатов представлена  в  библиотеке  лучше,
чем в самом Нью-Йорке; замечательны коллекции книг на  еврейском  (12000
т.), китайском  (27000  т.  )  и  различных  восточных  языках  (13000);
довольно богато собрание сочинений, написанных  на  славянских  наречиях
(10000). Едва ли не самое замечательное в библиотеке - это ее  каталоги.
Каталог, расположенный  по  именам  авторов  и  занимающий  2000  томов,
устроен так, что печатное заглавие вновь поступившей  книги  может  быть
вставлено на подлежащее место. Затем,  в  1882  г.  преступлено  было  к
составлению алфавитного каталога заглавий; в каталог этот  внесено  было
уже около миллиона заглавий, когда составление его было приостановлено в
виду возбужденных сомнений в  возможности  довести  это  предприятие  до
конца. Некоторые слова этого каталога напечатаны отдельными оттисками  и
являются таким образом прекрасными  специальными  библиографиями.  Кроме
того, отдельно напечатаны каталоги периодических (6 частей и указат.)  и
академических изданий (5 ч. и указ.). Далее отметим: "List of  books  of
reference in the readingroom of the  British-Museum"  (1871),  "List  of
bibliographies, classified catalogues and indexesin the  readingroom  of
the   British-Museum"   (1881)   -   каталоги    справочных    книг    и
библиографических изданий, которые, в количестве 20000 томов,  находятся
в читальном зале библиотеки и предоставлены в распоряжение читателей.  В
1867 г. вышел каталог еврейских книг,  за  ним  последовали  в  1876  г.
каталог книг на санскритском, в 1877 г. на китайском,  и  в  1886  -  на
бенгальском языках.
   II.  Рукописное  отделение  составилось  из  целого  ряда  коллекций,
купленных у разных частных лиц или завещанных этими последними. При этом
некоторые коллекции сохранены в том виде,  в  котором  они  поступали  в
библиотеку,  остальные  же  рукописи  (сюда  вошли  между  прочим  такие
коллекции,  которые  по  незначительности  своей  не  заслуживают   быть
выделенными   особо)   соединены   в   одно    целое.    Все    рукописи
каталогизированы, причем  мы  имеем  каталоги  двух  родов:  инвентарные
каталоги коллекций и других  рукописей  и  специальные  описи  рукописей
известного  рода,  выделенных  из  коллекции  рукописного  отделения  (о
каталогах этих см. статью Meyer'a в "Revue critique", 22 сент. 1884). Из
вошедших в состав рукописного отделения коллекции особенно замечательны:

 
1) Рукописи  Слона,  числом  4100.  2)  Рукописи  Коттона,  числом  900,
относятся все к истории Англии и составляют во многих отношениях как  бы
дополнение рукописей Record office. 3) Рукописи Гарлея, числом 7539; для
грамот и документов, находящихся  в  коллекции  Гарлея  (числом  14236),
имеется особый  литографированный  инвентарь.  Для  истории  образования
библиотеки  Harley'a  важен,  сохранившийся  дневник  его   библиотекаря
Ванлея. 4) Библиотека древних королей английских (Old royal), подаренная
Георгом  II,  заключает.  в  себе   замечательные   собрания   рукописей
архиепископа  Кранмера,  Генриха,  принца  Уэльского  и  др.  К  старому
каталогу ее имеется рукописное дополнение, составленное  в  1832  г.  5)
Коллекция  юридических  рукописей  (числом  499),  купленная  у   юриста
Фрэнсиса Гаргрева, в 1813 году за 8000 ф. стерл.: 6) Так наз.  Lansdowne
collection(1245 рук.), приобретенная  в  1807  году,  заключает  в  себе
бумаги  лорда  Burleigh,  первого  министра  Елисаветы  и  многих  друг.
государственных деятелей. 7) Библиотека  Th.  Burney'a  (524  рукописи),
состоящая по большей части из рукописей классиков,  была  приобретена  в
1818 г.; указатель  к  ней  был  написан  вместе  с  указателем  Arundel
collection (см. ь10), 8)  King's  collection  (не  следует  смешивать  с
вышеупомянутой  Oldroyal  coll.),  состоящая  из  446  томов  рукописей;
каталог ее, составленный в 1841 г., еще не напечатан: 9)  Коллекция  так
называемых "mss. Еggеrton", число которых в  настоящее  время  превышает
3000. Начало этой коллекции  положено  было  в  1825  году,  когда  лорд
Эджертон завещал Б. музею коллекцию из 607 разных рукописей и 906 грамот
и ежегодную ренту в 12000 франков для приобретения новых рукописей.  10)
Так называемая "Arundel collection" -  часть  коллекции,  принадлежавших
Говарду, графу Арондельскому, который  всю  свою  жизнь  (1593  -  1646)
посвятил собиранию  рукописей;  к  сожалению  коллекции  его  по  смерти
собирателя их рассеяны были по разным местам; часть рукописей  разделена
была в 1681 г. между Royal Society и College of arms. И только в 1834 г.
первое из этих  учреждений  передало  Британскому  музею  те  550  рук.,
которые достались на его долю. 11) Рукописи лорда Асбернгама, который  в
1863 г. продал музею одну из четырех  принадлежавших  ему  коллекций,  а
именно - Stowe-collection, самого разнообразного содержания; они  частью
уже описаны.
   Что касается остальных, не вошедших в упомянутые коллекции рукописей,
грамот и документов (additional collection, additional charters), то  им
ведется особый тщательный инвентарь: "Catalogues  of  additions  to  the
mss. in British Museum"  (число  внесенных  сюда  рукописей  доходит  до
35000; тут же описываются  и  те,  которые  приобретаются  на  средства,
завещанные лордом Эджертоном); кроме  того,  в  читальной  зале  имеется
литографированный инвентарь грамотам и документам (additional  charters)
в 10 томах, - число их также доходит до 35000. Рукописи, за  исключением
особенно ценных и грамот, предоставляются в распоряжение занимающимся  в
общем читальном заде. Для  занятий  же  особенно  ценными  рукописями  и
актами   имеется   специальный   зал,   где   находится    замечательный
систематический каталог рукописям. Он состоит из  110  томов,  на  листы
которых наклеиваются заглавия взятые из всех других, как печатных, так и
рукописных  каталогов  Британского  музея;  каждый  том  этого  каталога
посвящен какому либо отдельному  предмету,  так  напр.  т.  15  посвящен
государственным бумагам, тома 109 и 110  -  печатям  (Index  of  seals).
Некоторые из томов этого каталога уже начали появляться в печать.  Кроме
коллекций каталогов имеются еще следующие, которые  обнимают  однородные
рукописи во всех коллекциях  рукописного  отделения:  каталог  восточных
рукописей сирийских, эфиопских, персидских и испанских.  Сюда  же  можно
отнести:  "Index  to  the  pedigrees  (родословным)  and  arms  (гербам)
contained., in the genealogical mss. in the Brit. Mus."
И "Catalogue  of
romances in the dep. of mss. inthe British Museum";
см. заметки Омона  о
греческих рукописях Британского музея в "Bibl. de l'Ecole  des  Chartes"
(1884).
  
III. Музей. Переходя  к  музею,  укажем  прежде  всего  на  коллекцию
египетских древностей, которая занимает большую галерею в 92 м. длины  и
несколько небольших зал. Основанием ей  послужила  коллекция  египетских
редкостей, собранная французским ученым Деви и попавшая  в  1801,  после
капитуляции Александрии,  в  руки  англичан;  она  подарена  была  музею
Георгом Ш; кроме него, коллекцию эту обогатил своими приношениями герцог
Нортумберландсий. Общее число ьь ее превосходит  10000.  Далее,  следует
коллекция ассирийских древностей, без сомнения богатейшая в Европе.  Она
составилась, главным образом, из статуй и барельефов, которые в  1847  -
56 гг. Лейард, Рассам и Лофтус добыли во время своих раскопок (из дворца
Сеннахериба и Ассурбанапала в Куюнджике  и  др.);  новое  обогащение  ее
последовало после раскопок, произведенных ассирологом Смитом  в  1873  -
1875 гг. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12  зал.  В  нее
вошли так наз. "Phigalion marbles" (из храма Аполлона в Фигалии), "Elgin
marbles" (главн. образом из афинского Парфенона; эти шедевры  греческого
искусства вывезены были из Греции английским  послом  в  Константинополе
лордом Эльджином и проданы им в  1816  Музею),  "Xanthian"  или  "Lycian
marbles" (произведения ликийской скульптуры, которые в 1845  г.  подарил
музею Ч. Феллоуз), найденные Ч. Ньютоном на развалинах древнего мавзолея
в Галикарнассе: "Halicarnassian  marbles";  далее,  необходимо  отметить
остатки знаменитого храма Дианы в Эфесе, которые в 1869 - 71  гг.  нашел
один из чиновников музея Вуд, и коллекцию классических древностей времен
римских императоров, которая главным образом составилась  из  коллекции,
купленной в 1806 году у наследников  знаменитого  собирателя  Тоунле.  В
1864 году куплена была часть древностей, находившихся в палаццо  Фарнезе
в Риме и  принадлежавших  бывшему  королю  неаполитанскому.  В  1872  г.
куплена  была  так  наз.  "Castellani-Collection",  коллекция   античных
камней,  благодаря  которой  этот  отдел  Британского  музея   считается
богатейшим в  своем  роде.  Из  других  коллекций  богатейшей  в  Европе
считается коллекция ваз; основанием ей послужила, купленная еще  в  1782
году у английского посланника в  Неаполе  Вильяма  Гамильтона  коллекция
этрусских ваз, которая особенно  увеличилась  в  1856  г.  приобретением
коллекций сэра В. Тэмпльса.  В  1880  г.  куплена  была  коллекция  ваз,
найденных на острове Кипре. Один из богатейших в Европе, нумизматический
кабинет (число монет  и  медалей  превышает  200000)  Британского  музея
особенно  обогатился  после  того,  как  в  1825  г.  один  из  наиболее
деятельных попечителей музея, Ричард Найт  (Knight),  подарил  ему  свою
драгоценную  нумизматическую  коллекцию.   Особенно   богаты   коллекции
греческих, римских и в особенности английских монет.  Отметим,  наконец,
коллекцию  гравюр,  стекла,  майолики  и  т.п.  Коллекции  средневековых
древностей не представляют ничего особенного, уступая  далеко  коллекции
Кенсингтонского музея; коллекция же  английских  древностей  могла  быть
прямо названа, бедной и только в последнее десятилетие на  нее  обратили
внимание. Ср.  G.  Perrot,  "Le  Musee  Britanniqae"  ("Revue  des  deux
Mondes", 1875 - 76); "Br. Museum acounts of the income and  expenditure"
(
печатаемые с 1813  гежегодно);  Condan,  "Memories  of  the  British
Museum" (
Лондон, 1871); Edwards, "Lives of the fonnders of  the  British
Museum" (
Лонд., 1870).
  
А. Б - о.
   

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz