Владимир Лукич -
художник исторической, церковной и
портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын
дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил
в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался
живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.
В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в
1787 году, путь ее лежал чрез Миргород (Полтавской губ.), где
предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по
этому случаю молодому Б. несколько картин, которые и были развешены к
комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин
две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них
аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим
мудрецам, другая - Петра I, как пахаря и Екатерину II, как сеятельницу.
Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала
ему ехать в Петербург, в академию художеств, где в то время славился
нежностью кисти портретист Лампи. Боровиковский стал учиться у Лампи,
пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма
большого таланта. Через немного лет сам Б. приобрел большую известность
своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802
году звание советника академии. Он написал множество портретов, из
которых весьма замечателен портр. Екатерины II, прогуливающейся в
Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной
гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина,
митрополита Михаила, кн. Куракина, кн. ЛопухинаТрощинского и большой
портрет во весь рост Феть-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха,
писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в
Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в
картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший, - в академии художеств.
Занимался Б. и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие
образцы искусства Б. в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях
главного иконостаса) "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина",
"Антоний и Феодосий". По технике живописи Б. имеет общее со своим
учителем Лампи и отчасти с Левицким - это необыкновенно сохранившуюся
свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с
современною ему живописью, напр. Шебуева в Казанском соборе. Правда что
некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне,
а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его
произведениях. К сожалению ни Лампи, ни Боровиковский не оставили
описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша.
т.е. писал левой рукою. Число произведений Б. должно быть довольно
значительно, но точных сведений о них не имеется.
Ф. Петрушевский.
|