Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Боккаччио

(Джовани  Boccaccio)  -  знаменитый  итальянский  поэт   и
гуманист, незаконный сын флорентийского купца и француженки, р.  в  1313
г.,  по  всей  вероятности,  в  Париже.  Семейство  его  происходило  из
Чертальдо,  почему  он  сам  называл  себя  Б.   да-Чертальдо,   Уже   в
младенчестве от выказал решительную наклонность к поэзии, но на  десятом
году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним  целых  6
лет и все таки принужден  был  отослать  его  обратно  к  отцу,  в  виду
неискоренимого отвращения молодого Б.  к  купеческому  занятию.  Тем  не
менее Б. пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в  Неаполе,
пока отец окончательно  не  потерял  терпения  и  позволил  ему  изучать
каноническое  право.  Только  после  смерти  отца  (1348)  Б.  по  лучил
возможность вполне отдаться своей  склонности  к  литературе.  Во  время
своего  пребывания  при  дворе  неаполитанского   короля   Роберта,   он
подружился со  многими  учеными  того  времени  и  снискал  расположение
молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Mapии, его вдохновительницы,
описанной им потом под именем Фиаметты. Дружба его с Петраркой  началась
еще в 1341 г. (в  Риме)  и  продолжалась  до  самой  смерти  последнего.
Петрарке он обязан тем, что расстался с своей прежней  разгульной  и  не
совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому  себе.
В 1349 г. Б. окончательно поселился  во  Флоренции  и  неоднократно  был
избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в  1350
г. он был посланником при Астарро ди-Поленто, в Равенне; в 1351  г.  его
отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об  его
изгнании и уговорить его занять кафедру в флорентинском университете.  В
декабре того же года он получил поручение к  Людовику  Бранденбургскому,
сыну Людовика Баварского, испросить у него  помощи  против  Висконти.  В
1353 г. он был послан к  Иннокентию  VI  в  Авиньон  для  переговоров  о
предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V.  С  1363
г. он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства
и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил  долговременную
болезнь, от которой медленно  оправлялся.  Его  стараниями  флорентийцы,
некогда изгнавшие своего  великого  гражданина  Данте,  учредили  особую
кафедру для объяснения поэмы последнего и эта кафедра  была  поручена  в
1373 г. Б. Смерть Петрарки причинила ему такое сильное огорчение, что он
заболел и 17 месяцев  спустя,  21  дек.  1375  г.  умер.  Памятник  ему,
поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22  июня  1879
г.
   Б. был первым  гуманистом  и  одним  из  ученейших  людей  Италии.  У
Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и  целых  три  года  содержал  в
своем  доме  калабрийца  Леонция  Пигата,  большого  знатока   греческой
литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он
собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие  рукописи,
которые почти все погибли во время  пожара  в  монастыре  Санто  Спирито
1471. Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить
в них любовь к изучению и  знакомству  с  древними.  Его  стараниями  во
Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы.  Один
из первых он обратил  внимание  общества  на  жалкое  состояние  наук  в
монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте  Казино,
самом знаменитом и ученом во всей тогдашней Европе, Б. нашел  библиотеку
запущенной до такой степени, что книги на  полках  были  покрыты  слоями
пыли, у одних рукописей были  выдраны  листы,  другие  были  изрезаны  и
исковерканы, а например чудные рукописи Гомера и Платона были  исчерчены
надписями и богословской полемикой. Там  он  узнал,  между  прочим,  что
братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы  бабам.  Б.
сам написал на латинском  языке  многие  исторические  и  мифологические
сочинения;  15  книг  "De  genealogia  deorum",  "De  montibus,  silvis,
fontibus, lacubus, fluminibus etc." в алфавитном  порядке;  9  книг  "De
casibus virorum et femi narum illustrium", "De  Claris  mulieribus";  16
эклог, письма и т.д. См. Hortis, "Studii  sulle  opere  latine  del  B."
(Триест, 1879).
   Своему любимцу Данте Б. посвятил два сочинения на итальянском языке -
"Origine vita е  costumi  di  Dante  Alighieri"  и  "Commento  sopra  la
commedia di Dante". Первое заключает в себе  биографию  великого  поэта,
правда, более похожую на  роман  и  апологию,  чем  на  историю;  второе
заключает в  себе  комментарий  на  "Божественную  комедию",  доведенный
только до начала 17-ой песни  ада  (лучшее  издание  Милянези  в  2  т.,
Флоренция, 1863). На итальянском языке им написаны "La  Teseide"  (перв.
изд., Феррара, 1475), первая попытка  романтического  эпоса  в  октавах,
изобретателем которых он и считался; "Amorosa visione" (не  напечатана);
"Filoсоро",  большой,  но  неудачный  роман,  в  котором  самые  смешные
похождения переданы тяжелой  прозой  древних  исторических  писателей  и
содержание отчасти заимствовано из древне-французской повести о Флоре  и
Бланшфлоре; "L'amorosa Fiammetta"  (Падуа,  1472;  нем.  пер.  Дицеля  и
Курца,  1855),  трогательная  история   душевных   страданий   покинутой
Фиаметты,  вроде  Гетевского  "Вертера";  "Ameto"  (Венеция,   1477)   -
пастушеский роман в прозе и стихах;  "Il  Filostrato"  (1480),  поэма  в
октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; "Il  ciorbacco  о
labirinto d'amore" (Флоренция, 1487) едкий памфлет  на  женщин.  Большую
часть своих стихотворений Б. предал огню, после того, как познакомился с
поэзией Петрарки.
   Но  главным  произведением  Б.,  обессмертившем  его  имя,  был   его
прославленный и  ославленный  "Декамерон"  (10-ти  дневные  рассказы)  -
собрание 100 повестей, рассказанных обществом  из  7  дам  и  3  мужчин,
которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время  этими
рассказами. "Декамерон" написан частью в Неаполе, частью во Флоренции  и
содержание его Б. черпал или  из  древнефранцузских  "Fabliaux"  или  из
"Cento novelle antiche" (Bologna,  nelle  case  di  Gerolamo  Benedetti,
1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены  изящным,
легким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной
правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого
возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная  с  самых
веселых  и  смешных  и  кончая  самыми  трагическими  и   трогательными.
"Декамерон" переведен почти на все  яз.  (русск.  перев.  Александра  Н.

 
Веселовского, М. 1891), из него черпали многие писатели  и  больше  всех
Шекспир.  Первое  издание  его,  так  наз.  "Deo  gratias"   вышло   без
обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г.,  оба  in  folio  и
теперь крайне редки. Между новейшими изданиями  самые  лучшие:  Поджиали
(Ливорно, 1789 - 90, 4 т.) "Ventisettana" (Флоренция, 1827); критическое
издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж,  1823,  5
т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825,  3  т.,  с  историческим  введением);  в
особенности же Фанфани, вместе с знаменитым "Annotazioni  dei  Deputati"
(3  т.,  Флоренция,  1857);  хорошее  карманное  издание  напечатано   в
"Biblioteka d'autori italiani" (т. 3 и 4, Лейпциг). "Opere complete"  Б.
изданы (Флоренция, 17 т. 1827). Обозрение изданий Б. находится у Пассано
в "I novellieri italiani in prcrsa" (Турин, 1878).
   Боккаччио в русской литературе. - Материал для своих новелл Боккаччио
черпал в общечеловеческом фонде повестей  и  сказаний,  начало  которого
приводит исследователя в глубь Азии. Этим объясняется, что некоторые его
новеллы напоминают мотивы  русских  сказок.  Так,  русские  сказки  типа
"Семилетка" очень часто повторяются, конечно с своеобразными  наростами,
остов знаменитой новеллы о верной жене  Гризельде  (10-я  Новелла  10-го
дня).  Но  и  самые  Новеллы  Б.  были  не   безызвестны   древнерусской
письменности - явление  во  всяком  случае  неожиданное.  Действительно,
трудно представить себе игривую, остроумную и не весьма скромную новеллу
Б. под пером старинного грамотея,  подьячего  или  посадского  человека,
привыкшего списывать и наслаждаться словами о злых женах,  сказаниями  о
царе Агее и другими "вельми дивными" и "зело  душеполезными"  повестями.
Новелла  Б.  в  старинной  русской  одежде  принадлежит  к   числу   тех
ненормальных  явлений,  которыми  всегда  сопровождаются   первые   шаги
начинающей  литературы,  действующей  еще  бессознательно.  Новеллы   Б.
проникли к нам через польскую  литературу  и  обыкновенно  попадаются  в
рукописных  сборниках,  носящих  заглавие:  "смехотворные  повести"  или
"фацеции или жарты польски, или издевки смехотворны московски". В  одном
из таких  сборников  А.  Н.  Пыпин  (см.  статью  его  в  "Отечественных
Записках" 1857 г., ь2) нашел следующие новеллы Б.: "О друзех, о Марке  и
Шпинелете", это восьмая новелла восьмого дня в Декамероне; "О  господине
Петре и о прекрасной Кассандре, и о слуге  Николае"  -  седьмая  новелла
седьмого дня; "О жене обольстившей  мужа,  якобы  ввержеся  в  кладезь",
четвертая новелла того же дня. Далее, А. Н. Пыпин  указывает,  что  была
переведена "Повесть утешная  о  купце,  который  заложился  с  другим  о
добродетели  жены  своей"  -  девятая  Новелла  второго  дня.  Но  число
перешедших к нам новелл  было  больше.  Так,  в  сборнике  "Смехотворные
повести", напечатанном в "Памятниках древней письменности" (Спб., 1878 -
79), находим несколько рассказов, напоминающих новеллы Б. и в том  числе
повесть "О жене,  всадивше  гостя  в  полбочки".  Наконец,  в  "Киевской
Старине" 1885 г., ь6 напечатан южнорусский пересказ новеллы о Сигизмунде
и Гвискарде, сделанный силлабическими стихами и относящийся к концу XVII
или началу XVIII в. Это одна из  прекраснейших  новелл  четвертого  дня,
предназначенного  у  Б.  для  рассказов  о   любовных   приключениях   с
трагической развязкою.
 
   Литература:  Manni  в  "Storia  del  Decamerone"  (Флоренция,  1742);
Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, "Biographical Decameron"  (Лондон,
1817); Чампи, "Manuscritto autografo di В. " (Флоренция, 1827), Бартоли,
"I precursori del B. " (1878); Ландау, "B-s Leben und Werke"  (Штутгарт,
1877); Korting, "B-s Leben  u.  Werke"  (Лейпциг,  1880);  Ландау,  "Die
Quellen des Decameron" (2
изд., 1884). А. НВеселовский,  "Три  письма
Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти" (Спб., 1876  -  издано  к
500-летпему юбилею Б.); В. Лесевич, "Классики XIV в."  ("Отеч.  Записки"
1874 г., ь12); А.  Авой  "Итальянская  Новелла  и  Декамерон"  ("Вестник
Европы" 1880 г., ь2-4).
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz