(Джовани
Boccaccio) - знаменитый итальянский поэт и
гуманист, незаконный сын флорентийского купца и француженки, р. в 1313
г., по всей вероятности, в Париже. Семейство его происходило из
Чертальдо, почему он сам называл себя Б. да-Чертальдо, Уже в
младенчестве от выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом
году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6
лет и все таки принужден был отослать его обратно к отцу, в виду
неискоренимого отвращения молодого Б. к купеческому занятию. Тем не
менее Б. пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе,
пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать
каноническое право. Только после смерти отца (1348) Б. по лучил
возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время
своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта, он
подружился со многими учеными того времени и снискал расположение
молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Mapии, его вдохновительницы,
описанной им потом под именем Фиаметты. Дружба его с Петраркой началась
еще в 1341 г. (в Риме) и продолжалась до самой смерти последнего.
Петрарке он обязан тем, что расстался с своей прежней разгульной и не
совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе.
В 1349 г. Б. окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был
избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350
г. он был посланником при Астарро ди-Поленто, в Равенне; в 1351 г. его
отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его
изгнании и уговорить его занять кафедру в флорентинском университете. В
декабре того же года он получил поручение к Людовику Бранденбургскому,
сыну Людовика Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В
1353 г. он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о
предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363
г. он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства
и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную
болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы,
некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую
кафедру для объяснения поэмы последнего и эта кафедра была поручена в
1373 г. Б. Смерть Петрарки причинила ему такое сильное огорчение, что он
заболел и 17 месяцев спустя, 21 дек. 1375 г. умер. Памятник ему,
поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879
г.
Б. был первым гуманистом и одним из ученейших людей Италии. У
Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в
своем доме калабрийца Леонция Пигата, большого знатока греческой
литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он
собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи,
которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто Спирито
1471. Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить
в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во
Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один
из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в
монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте Казино,
самом знаменитом и ученом во всей тогдашней Европе, Б. нашел библиотеку
запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями
пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и
исковерканы, а например чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены
надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что
братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы бабам. Б.
сам написал на латинском языке многие исторические и мифологические
сочинения; 15 книг "De genealogia deorum", "De montibus, silvis,
fontibus, lacubus, fluminibus etc." в алфавитном порядке; 9 книг "De
casibus virorum et femi narum illustrium", "De Claris mulieribus"; 16
эклог, письма и т.д. См. Hortis, "Studii sulle opere latine del B."
(Триест, 1879).
Своему любимцу Данте Б. посвятил два сочинения на итальянском языке -
"Origine vita е costumi di Dante Alighieri" и "Commento sopra la
commedia di Dante". Первое заключает в себе биографию великого поэта,
правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе
заключает в себе комментарий на "Божественную комедию", доведенный
только до начала 17-ой песни ада (лучшее издание Милянези в 2 т.,
Флоренция, 1863). На итальянском языке им написаны "La Teseide" (перв.
изд., Феррара, 1475), первая попытка романтического эпоса в октавах,
изобретателем которых он и считался; "Amorosa visione" (не напечатана);
"Filoсоро", большой, но неудачный роман, в котором самые смешные
похождения переданы тяжелой прозой древних исторических писателей и
содержание отчасти заимствовано из древне-французской повести о Флоре и
Бланшфлоре; "L'amorosa Fiammetta" (Падуа, 1472; нем. пер. Дицеля и
Курца, 1855), трогательная история душевных страданий покинутой
Фиаметты, вроде Гетевского "Вертера"; "Ameto" (Венеция, 1477) -
пастушеский роман в прозе и стихах; "Il Filostrato" (1480), поэма в
октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; "Il ciorbacco о
labirinto d'amore" (Флоренция, 1487) едкий памфлет на женщин. Большую
часть своих стихотворений Б. предал огню, после того, как познакомился с
поэзией Петрарки.
Но главным произведением Б., обессмертившем его имя, был его
прославленный и ославленный "Декамерон" (10-ти дневные рассказы) -
собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин,
которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими
рассказами. "Декамерон" написан частью в Неаполе, частью во Флоренции и
содержание его Б. черпал или из древнефранцузских "Fabliaux" или из
"Cento novelle antiche" (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti,
1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены изящным,
легким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной
правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого
возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых
веселых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.
"Декамерон" переведен почти на все яз. (русск. перев. Александра Н.
Веселовского, М. 1891), из него черпали многие писатели и больше всех
Шекспир. Первое издание его, так наз. "Deo gratias" вышло без
обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и
теперь крайне редки. Между новейшими изданиями самые лучшие: Поджиали
(Ливорно, 1789 - 90, 4 т.) "Ventisettana" (Флоренция, 1827); критическое
издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5
т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); в
особенности же Фанфани, вместе с знаменитым "Annotazioni dei Deputati"
(3 т., Флоренция, 1857); хорошее карманное издание напечатано в
"Biblioteka d'autori italiani" (т. 3 и 4, Лейпциг). "Opere complete" Б.
изданы (Флоренция, 17 т. 1827). Обозрение изданий Б. находится у Пассано
в "I novellieri italiani in prcrsa" (Турин, 1878).
Боккаччио в русской литературе. - Материал для своих новелл Боккаччио
черпал в общечеловеческом фонде повестей и сказаний, начало которого
приводит исследователя в глубь Азии. Этим объясняется, что некоторые его
новеллы напоминают мотивы русских сказок. Так, русские сказки типа
"Семилетка" очень часто повторяются, конечно с своеобразными наростами,
остов знаменитой новеллы о верной жене Гризельде (10-я Новелла 10-го
дня). Но и самые Новеллы Б. были не безызвестны древнерусской
письменности - явление во всяком случае неожиданное. Действительно,
трудно представить себе игривую, остроумную и не весьма скромную новеллу
Б. под пером старинного грамотея, подьячего или посадского человека,
привыкшего списывать и наслаждаться словами о злых женах, сказаниями о
царе Агее и другими "вельми дивными" и "зело душеполезными" повестями.
Новелла Б. в старинной русской одежде принадлежит к числу тех
ненормальных явлений, которыми всегда сопровождаются первые шаги
начинающей литературы, действующей еще бессознательно. Новеллы Б.
проникли к нам через польскую литературу и обыкновенно попадаются в
рукописных сборниках, носящих заглавие: "смехотворные повести" или
"фацеции или жарты польски, или издевки смехотворны московски". В одном
из таких сборников А. Н. Пыпин (см. статью его в "Отечественных
Записках" 1857 г., ь2) нашел следующие новеллы Б.: "О друзех, о Марке и
Шпинелете", это восьмая новелла восьмого дня в Декамероне; "О господине
Петре и о прекрасной Кассандре, и о слуге Николае" - седьмая новелла
седьмого дня; "О жене обольстившей мужа, якобы ввержеся в кладезь",
четвертая новелла того же дня. Далее, А. Н. Пыпин указывает, что была
переведена "Повесть утешная о купце, который заложился с другим о
добродетели жены своей" - девятая Новелла второго дня. Но число
перешедших к нам новелл было больше. Так, в сборнике "Смехотворные
повести", напечатанном в "Памятниках древней письменности" (Спб., 1878 -
79), находим несколько рассказов, напоминающих новеллы Б. и в том числе
повесть "О жене, всадивше гостя в полбочки". Наконец, в "Киевской
Старине" 1885 г., ь6 напечатан южнорусский пересказ новеллы о Сигизмунде
и Гвискарде, сделанный силлабическими стихами и относящийся к концу XVII
или началу XVIII в. Это одна из прекраснейших новелл четвертого дня,
предназначенного у Б. для рассказов о любовных приключениях с
трагической развязкою.
Литература: Manni в "Storia del Decamerone" (Флоренция, 1742);
Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, "Biographical Decameron" (Лондон,
1817); Чампи, "Manuscritto autografo di В. " (Флоренция, 1827), Бартоли,
"I precursori del B. " (1878); Ландау, "B-s Leben und Werke" (Штутгарт,
1877); Korting, "B-s Leben u. Werke" (Лейпциг,
1880); Ландау, "Die
Quellen des Decameron" (2 изд., 1884). А.
Н. Веселовский, "Три письма
Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти" (Спб., 1876 - издано к
500-летпему юбилею Б.); В. Лесевич, "Классики XIV в." ("Отеч. Записки"
1874 г., ь12); А. Авой "Итальянская Новелла и Декамерон" ("Вестник
Европы" 1880 г., ь2-4).