(epijaneia,
epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятый
праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;
так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в
Иордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое же
название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя
было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес
гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошел
на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие
этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили
оглашенных и поэтому праздник называли праздником светов, праздником
просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения
Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарь
Крещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися
поклонение.. ". Церковное празднование Богоявления, как праздника
великого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший пред
праздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. В
праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в
навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и
другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или
Сочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящение
воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие в
церкви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях.
Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение
в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.
Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею
(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,
ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, кто
по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.
С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялись
представления о нескольких священных событиях. На Востоке он
праздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века в
воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали его
даже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, в
духе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.
праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.
восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем
торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,
hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалось
Крещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа на
общественное служение; поэтому с праздником стали соединять
представлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.
Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровением
Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,
и название: Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания
- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днем
Рождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали и
вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление
распространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не было
определено время празднования Рождества Христова. Таким образом с одним
днем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии на
общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и,
наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те
же и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают
и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,
что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может
быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и
на Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали Крещение
Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о
праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,
впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другими
христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Dies
epiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-го
янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.
внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.
е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого
являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и
праздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) или
праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в
Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало
внимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план.
П. В.