Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Билль

(англ. bill; среднев. лат. от  libellus)  -  слово,  означавшее
первоначально рукопись, грамоту и получившее впоследствии  в  английском
юридическом языке весьма разнообразное значение: под ним стали  разуметь
разные бумаги, относящиеся к администрации, торговле, судопроизводству и
т. п. Так, заемные письма называются  меновыми  Б.  -  В.  of  exchange,
купчие на движимые имущества,  по  совершении  которых,  по  английскому
праву, право собственности тотчас же переходит на  покупателя  -  Б.  of
sale,  фактура  и  росписи  отправляемых  товаров  -   В.   of   lading;
обвинительный акт - В. of indictment: судебная жалоба - В. of complaint,

 
судебный протокол - В. of chancery. Когда  большое  жюри  признает,  что
известное уголовное обвинение подлежит разбору  ассизов,  то  издает  об
этом так называемый true В., в противном случае оно  признает  обвинение
неосновательным (Not found). В прежнем  английском  судопроизводстве,  в
тех случаях, когда судья, излагая дело присяжным неправильно, по  ошибке
или  с  умыслом  неправильно  применял  или  толковал  закон,   сторонам
предоставлялось право требовать от него приложения своей  печати  к  так
называемому В. of exception, последствием чего является перенос  дела  в
высшее  судебное  установление.  Мидльэсекским  Б.  (В.  of   Middlesex)
называли приказ суда королевской скамьи  (Court  of  the  King's  Bench)
шерифу  Мидльэсекского  графства,  не  входившего   в   состав   округов
вестминстерского суда, о приводе в  определенный  срок  обвиняемого  для
разбора дела в Вестминстер.
   Главным образом под Б. разумеют предложение об издании нового  закона
или постановления, вносимое  в  одну  из  падать,  или  же,  в  наиболее
обширном смысле - самый закон или постановление. История  Б.  связана  с
развитием парламента, а  главным  образом  палаты  общин.  До  воцарения
Ланкастерского дома палата общин сравнительно с палатою лордов  занимала
низшее положение и влияние ее на государственное управление было  весьма
незначительно. Первоначально, как города  так  и  мелкие  землевладельцы
(country gentry) смотрели на право  представительства,  как  на  тяжелую
обязанность,  нередко  покупали   грамоты,   увольнявшие   от   присылки
депутатов, а иногда брали с  последних  залоги  в  обеспечение  явки.  С
другой стороны общины заранее  соглашались  на  то,  что  королю  угодно
будет, приказать по совещании с великими и мудрыми  особами  его  совета
Такое положение дел не могло  не  принижать  значения  нижней  палаты  и
давало королям возможность нередко нарушать народные права. Так,  Эдуард
III раз даже сам назначил депутатов, а в 1347 все налоги были вотированы
одними лордами. С вступлением на  престол  Ланкастеров  значение  нижней

 
палаты возрастает, она получает право  законодательного  почина.  Ранние
общины излагали свои желания законодательных реформ в  особых  прошениях
(петициях), утверждение, изменение или  совершенное  устранение  которых
вполне зависело от короля. Обыкновенно, если король предполагал отказать
в таком ходатайстве, он отвечал формулою: "ie roye s'aYisera", т. е. что
он посоветуется об этом с своим  советом.  Уже  со  времен  Эдуарда  III
общины начинают понимать эту формулу вежливого отказа  в  ее  буквальном
смысле и повторяют свои требования, если они не исполнялись по истечении
определенного  промежутка  времени.  Однако,  в  течение   всего   этого
царствования  все  заявления  общин  являются  все  еще  прошениями,   и
просительная форма их редакции сохраняется даже  после  облечения  их  в
законную силу путем королевского утверждения, выраженного формулой:  "ie
roye ie veult" (король этого желает).
   Со второго же года царствования  Генриха  IV  общины  стали  заявлять
неудовольствие на то, что король, утверждая представленные ему  в  форме
петиции  законодательные  проекты,  часто  изменял  их  содержание,  что
вызвало в 1415 г. издание постановления, по которому ни  один  закон  не
мог быть впредь издаваем без согласия общин, к представляемым последними
петициям нельзя было делать каких либо прибавок или урезок, а  следовало
лишь или  принимать  их  всецело,  либо  совсем  отвергать.  С  тех  пор
заявляемые общинами ходатайства обратились в билли, т.  е.  предлагаемые
общинами  на  утверждение  правительственной  власти  законопроекты,   и
установилось деление законодательных  актов  на  две  категории,  именно
статуты (statutes) - законы, обусловленные согласием парламента  и  риты
(writ  -  грамота,  указ)  -  распоряжения,  зависящие  от   самоличного
усмотрения короля, называемые в старину также ассизами или конституциями
(assises или constitutions). Издание и отмена последних  предоставлялись
королю в тех случаях, когда дело  шло  не  об  установлении  или  отмене
нового законодательного начала,  а  лишь  о  надлежащем  применении  или
приведении в исполнение существующего закона; в этих пределах  воля  его
получала законодательную силу даже до момента внесения ее в книгу статус
в приложения большой государственной печати, но распоряжения эти  стояли
в   зависимости   от   законодательной   власти   парламента,   могущего
парализовать их силу изданием  нового  закона,  в  отмену  разъясненного
королевским постановлением, и  потому  имели  лишь  временный  характер.
Таким образом установилось ясное разграничение между  законодательною  и
исполнительною властью с предоставлением  первой  парламенту,  а  второй
королю. Это начало  так  глубоко  укоренилось  в  государственной  жизни
Англии, что наступившая  затем  эпоха  развития  абсолютизма,  сделавшая
парламент послушным орудием королевских стремлений, не в силах была  его
поколебать,  а  все  политические  и  религиозные  смуты  и  перевороты,
закончившиеся революцией 1688 года, способствовали  лишь  окончательному
его торжеству. В течение XVIII столетия значение английского  парламента
все  более  и  более  увеличивается,  причем  главная  руководящая  роль
переходит  на  сторону  нижней  палаты.  Параллельно  этому  усиливается
законодательная деятельность  парламента,  доказательством  чего  служит
возрастающее  количество  датированных  им   законоположений.   Так,   в
царствование Вильгельма III и Марии II (1688 - 1702) было вотировано 783
статута; в царствование Анны (1702 - 1714) - 949; Георга и (1714 - 1727)
- 758; Георга II (1727 - 1760) - 2791; Георга III (1760 - 1820) - 14800;
Георга IV (18201830) - 3223; Вильгельма IV (1830 - 1837) - 1862.
   Билли бывают  двух  родов:  частные  (private  В.)  или  общественные
(public В.). Первые являются  законодательными  актами,  относящимися  к
юридической жизни частных лиц или учреждений и издаваемыми по их  о  том
просьбе, которая представляется  той  или  другой  палате  одним  из  ее
членов. Первым таким частным Б. считают парламентский акт 1266,  которым
под угрозою духовных и светских наказаний воспрещалось  почитать  святым
или праведником графа Лейчестерского, умершего в отлучении от церкви.  В
старину такого рода Б. рассматривались первоначально  палатою  в  полном
составе, причем высказаться за или против данного Б. могли все ее члены;
затем палата для этой цели стала  назначать  коммиссии,  состав  которых
часто менялся. В XVII ст. частные Б. обсуждались в "открытых комитетах:,
т. е. таких, в которых могли участвовать по своему усмотрению все  члены
как нижней, так и верхней палаты.  В  1839  этот  открытый  комитет  был
заменен выборным, а в 1855 доступ в него был закрыт  всем  тем,  которые
были заинтересованы в проведении  данного  билля  и  наконец  число  его
членов было ограничено  четырьмя,  причем  голосу  председателя  давался
перевес в  случае  разделения  голосов  поровну.  Многочисленность  этих
частных Б. (в нынешнем веке парламентом  было  вотировано  около  20000)
заставила парламент отказаться от  обсуждения  известных  их  категорий,
предоставив административным органам право издавать в известных  случаях
свои по этим предметам распоряжения, из которых одни  должны  были  быть
утверждаемы парламентом,  другие  получали  обязательную  силу,  если  в
продолжение определенного срока  не  были  им  отменены.  С  1868  стали
различать два вида частных Б.:  местные  и  личные.  Все  представленные
парламенту частные Б. распределяются обыкновенно  поровну  между  обеими
палатами, причем однако в палату общин поступают непременно те  из  них,
которые имеют отношение к раскладке и  взиманию  налогов,  в  палату  же
лордов - все Б., касающиеся  восстановления  чести.  Публичными  биллями
(public bills) называются те, которые имеют в  виду  общественные  нужды
целого  народа   и   касаются   вопросов   общего   законодательства   и
государственного управления. Инициатива подобных  Б.  принадлежит  обеим
палатам и каждому из их членов. Король, имеющий право издавать указы  по
предметам, относящимся  к  предоставленной  ему  исполнительной  власти,
должен  обращаться  к  парламенту  всякий  раз,  когда  он  предполагает
изменить писанный закон или обычай, установить наказуемость какого  либо
преступного деяния или наложить на граждан  какую-либо  повинность.  Это
право   законодательного   почина   представитель    верховной    власти
осуществляет  путем  указания   в   тронной   речи,   произносимой   или
прочитываемой  при  открытии  каждой   парламентской   сессии,   на   те
законопроекты, которые предполагается подвергнуть обсуждению парламента,
или же посредством сообщения этих  законопроектов  в  особых  посланиях,
адресованных в течение  сеcии  той  или  другой,  или  же  обеим  вместе
палатам. Министрам, как членам нижней палаты,  также  принадлежит  право
представления своих проектов хотябы  последние  и  не  были  намечены  в
тронной речи. Отдельные члены той или другой палаты  на  практике  редко
непосредственно пользуются правом  инициативы  в  виду  того,  что  если
министерство одобряет их предположение, то лучшим  средством  проведения
его  является  предоставление  внесения  соответствующего  билля  самому
министерству, если же последнее не  одобряет  его,  то  достижение  цели
возможно  лишь  в  том   случае,   когда   палата   готова   низвергнуть
министерство.  Если  Б.,  предложенный  одним  из   членов   палаты   не
оспаривается министерством. но и не поддерживается им, то он обсуждается
палатой по средам, причем в эти дни заседание обязательно закрывается  в
шесть часов и заранее назначены на каждый из них  подлежащие  обсуждению
билли, почему билль, недатированный в день обсуждения, откладывается  до
следующего дня, т. е. в сущности до следующей сессии.  Каждая  из  палат
возбуждает законодательные вопросы, или постановляя, что  относящийся  к
какому либо предмету Б. должен быть представлен на  ее  обсуждение,  или
принимая вотированную ею резолюцию и определяя, что ей должна быть  дана
законная сила, или же уполномочивая председателя  комитетов  внести  Б.,
представление которого было ему поручено комитетом.  Чаще  всего  однако
составлению законопроекта предшествует особое исследование, возбуждаемое
то правительством, назначающим для этого королевскую комиссию, то  одною
из палат  или  же  обеими  вместе,  сообща  избирающими  для  этой  цели
смешанную комиссию. Пэры, не входящие в  состав  членов  палаты  лордов,
могут присутствовать в подобных заседаниях, но без права  голоса,  точно
также как и члены палаты общин - на заседаниях назначаемых ею  комиссий.
Допущение посторонних лиц при выслушивании показаний свидетелей  зависит
от усмотрения комиссии, но совещания ее обязательно  должны  происходить
при закрытых дверях. Комиссия вправе допрашивать в  качестве  свидетелей
членов другой палаты лишь с  разрешения  последней.  После  достаточного
исследования  подлежащего  обсуждению  вопроса   председатель   комиссии
изготовляет  свой  доклад  и  ряд  предполагаемых   резолюций,   которые
раздаются всем членам. Последние обсуждают и вотируют сначала каждую  из
них в отдельности, а  затем  всю  их  совокупность,  после  чего  задача
комиссии считается исполненною и она сама собой упраздняется.
   Всякий билль может быть представлен той или другой  палате,  хотя  Б.
касающиеся налогов поступают  непременно  в  нижнюю  палату,  билли  же,
относящиеся до  привилегий  или  порядка  производства  той  или  другой
палаты,  рассматриваются  первоначально  той  из  них,  которая  в   том
заинтересована. Что касается самого  порядка  обсуждения  и  голосования
билля, то необходимо заметить,  что  производство  это  в  общих  чертах
одинаково в обеих палатах. Оно заключается в следующем: один  из  членов
палаты общин сообщает последней, что  он  намерен  в  определенный  день
обратиться к  ней  с  ходатайством  о  разрешении  ему  внести  Б.;  это
ходатайство (Motion) излагается устно, и если оно уважено, Б. вносится в
палату,  которая,  распорядившись  о  напечатании  его,  назначает  день
первого чтения, после которого обсуждается и  вотируется  принципиальный
вопрос  о  принятии  Б.  или  устранения  его  в  целости,  не  входя  в
рассмотрение отдельных его частей и положений, и, в случае принятая  его
в общих чертах, назначается день второго чтения. В этот день обсуждаются
отдельные части  и  подробности  билля,  что  предварительно  поручается
особой комиссии, а  затем  в  более  важных  случаях  еще  и  "комитету"
(comitee),  в  который  превращается  палата  в  полном  своем  составе,
председательствует же вместо спикера, принимающего участие в  прениях  и
голосовании особое, состоящее на  жаловании  и  юридически  образованное
лицо (chairmen). Рассмотренный комитетом билль со всеми сделанными в нем
изменениями и дополнениями (amendements) снова поступает  на  обсуждение
палаты. Если последняя находит нужным внести в редактированный комитетом
Б. значительные изменения или дополнения, то возвращает его  в  комитет;
если же она соглашается с его редакцией или вводить лишь  незначительные
изменения или дополнения, то распоряжается о переписании  билля  большим
шрифтом на пергаменте (engrossed)  и  назначает  день  третьего  чтения,
после которого, если Б. принят большинством палаты, он вносится  клерком
в палату  лордов.  Вотированные  же  после  третьего  чтения  дополнения
переписываются  на   отдельном   листе   пергамента   (rider),   который
приобщается к первому. Палата лордов немедленно заслушивает его в первом
чтении, но не обсуждает до тех пор, пока кто-нибудь из лордов в одну  из
двенадцати ближайших сессий не предложит назначения второго чтения. Если

 
в означенный срок этого не последует, то Б. устраняется.  После  второго
чтения палата предписывает рассмотрение Б. в комитете лордов, а затем он
снова возвращается в палату и вотируется  после  третьего  чтения.  Если
верхней палатой вводятся в принятый палатою общин текст билля какие либо
изменения, то таковые сообщаются последней  и  вотируются  ею  каждое  в
отдельности. Если изменения приняты, то Б. возвращается в палату лордов,
в  противном  случае  назначается  комиссия,  на   обязанность   которой
возлагается выяснить  мотивы  отказа  от  принятия  всех  или  некоторых
изменений. Если после сего верхняя палата, обсудив представление нижней,
отказывается от своих изменений, то Б. поступает на утверждение  короля,
в  случае  же  разноглася  между  палатами  он  считается  провалившимся
(dropped).  Королевское  утверждение,  придающее   Б.   законную   силу,
сообщается лично или письменно с приложением большой королевской печати.
Письменная форма утверждена была в первый раз применена Генрихом VIII  к
Б осуждавшему королеву Екатерину. Словесное утверждение дается королем в
заседании верхней палаты, куда  приглашаются  и  члены  палаты  общин  в
котором прочитывается Б., утвержденный королевским решением,  выражаемым
древними  норманно-французскими   формулами,   различными,   смотря   по
содержанию данного Б. Так, публичный Б. утверждается словами:  "Le  roye
(la reine) ie veult" (король или королева этого желает),  частный  Б.  -
"Soit fait comme il est desire" (да будет сделано, как этого желают), Б.
устанавливающий какие-либо налоги и повинности (Money В. )  -  "Le  roye
(la reine) remercie ses loyals snjets, accepte leur benevolence et ainsi
le venit"  (король  или  королева  благодарит  своих  верных  подданных,
принимает их добровольное приношение и желает того).  Вежливой  формулой
отказа в утверждении осталась по прежнему "le roye s'aYisera". Правом не
утверждения  Б.  особенно   часто   пользовалась   королева   Елисавета,
устранившая однажды 48 Б.  в  одну  сессию,  в  последствии  (1792)  его
осуществлял  Вильгельм  III  по  отношению  к  Б.  о  трехлетнем   сроке
парламента, который, однако, был им утвержден в 1794 году. В большинстве
случаев  правительство  стремится  к  достижению   своих   целей   путем

 
обеспечения себе большинства  голосов  в  обеих  палатах  в  обыкновенно
устраняет не  одобряемые  им  Б.,  добившись  неблагоприятного  для  них
голосования верхней палаты. Для  вносимых  министрами  Б.  по  важнейшим
вопросам  обыкновенно  заранее  испрашивается  высочайшее   утверждение.
Отдельные  Б.  называются  обыкновенно  по  предмету,  составляющему  их
содержание. Некоторые из них приобрели особенную известность в  истории,
благодаря  той  важной  роли,  которую  они  играли  в   религиозной   и
политической жизни народа. К числу последних, между прочим, принадлежат:
Б. шести статей, Б. тридцати девяти статей, Б. прав и Б. реформы.
   Билль о правах (англ. bill of rights, чит. рейтс) - под  именем  этим
известен парламентский акт, увенчавший собою  революцию  1688  г.  После
удаления Иакова II, принц Вильгельм  Оранский,  призванный  в  Англии  в
качестве защитника народных вольностей, не имея, по английским  законам,
права созывать парламент,  воспользовался  созванным  Иаковом  собранием
пэров и присоединив к нему лорда-мэра и городской совет Лондона и членов
двух нижних палат,  собранных  при  Карле  II,  поручил  этому  собранно
созвать парламент, однако под именем "Конвента",  потому  что  настояний
парламент может быть созван только  королем.  Обе  палаты  собрались  22
января 1689 г.; после пятичасовых прений палатою общин  вотированы  были
следующие  две  декларации:  "Король  Иаков,  пытавшись   ниспровергнуть
конституцию королевства, нарушением естественного договора между королем
и народом, нарушив, по совету иезуитов  и  других  злонамерённых  людей,
основные  законы  и  удалясь  из  королевства,  отрекся  от   правления,
вследствие  чего  престол  сделался  вакантным".  "Опыт   доказал,   что
протестантское государство не может согласоваться  с  правлением  короля
паписта". После некоторых колебаний вопрос о  вакантности  престола  был
решен, конвент предложил корону Вильгельму и  Марии,  определил  порядок
престолонаследия, а для ограждения национальных  законов,  вольностей  и
религии от посягательств королевской власти принял  предложенный  нижней
палатой акт следующего  содержания:  "Лорды  и  общины  в  совокупности,
подобно тому как в таких случаях поступали их предки, с  целью  защитить
древние права свои и вольности,  объявляют:  1)  Существующее  будто  бы
право приостанавливать действие законов королевскою властью без согласия
парламента противно законам. 2) Существующее будто бы право  королевской
власти освобождать  от  действия  законов  или  от  исполнения  их,  как
допускалось  и  делалось  в  последнее  время,  противно   законам.   3)
Учреждение нового духовного или всякого другого суда противно законам  и
зловредно. 4) Всякое взимание денег для надобностей короны под предлогом
королевской прерогативы, без разрешения парламента, также как и взимание
на более долгий срок, нежели было указано, и не тем способом, каким было
указано, противно законам. 5) Подданные имеют право представлять  королю
прошения, и всякое заключение в тюрьму или другое преследование по этому
предмету противны законам. 6) Собирать или содержать армию в королевстве
в мирное время, без согласия парламента, есть дело противное законам. 7)
Протестантские  подданные  могут  иметь  при  себе  сообразное  с  своим
положением оружие,  для  защиты  себя  согласно  с  тем,  что  дозволено
законами. 8) Выборы депутатов в парламенты должны  быть  свободными.  9)
Речи,  составленные  или  произнесенные  в  парламенте,  не  могут  быть
преследуемы или разбираемы ни в каком суде или ином месте, кроме  самого
парламента.
   10)  Не  должно  ни  требовать  чрезмерных   налогов,   ни   налагать
несоразмерные пени, ни определять слишком тяжелые наказания.
   11) Присяжные должны быть избираемы беспристрастно. Лица, выбранные в
присяжные по процессам о государственной  измене,  должны  быть  членами
общин. 12) Всякие уступки или обещания передачи имуществ, конфискованных
у обвиненных лиц, до осуждения их, противны законам и недействительны, и
13) Для искания средств к отвращению всех этих зол,  для  исправления  и
утверждения законов и для  их  поддержания,  необходимо  часто  созывать
парламент. Верхняя и нижняя палаты требуют  и  просят  всего,  что  выше
означено,  как  неотъемлемых  своих  прав  и  льгот,  и  чтобы   никакое
объявление, никакой приговор, никакая  процедура,  клонящаяся  к  ущербу
сказанных прав и льгот,  не  могли  на  будущее  время  давать  повод  к
какимлибо выводам или приводиться как пример". Это объявление, не совсем
точно названное биллем, не смотря на то, что при составлении его не было
ни  настоящего  парламента,   ни   короля,   представляется   договором,
предложенным кон вентом  от  имени  народа  претенденту  на  королевский
престол  и   заключенным   последним   (13   февр.   1689),   договором,
подтверждающим  собою  взгляд,  что  английская  монархия  покоится   на
договорном начале, а не существует Божией милостью. Не  смотря  на  весь
свой либерализм, Б. прав ничего не говорит о  веротерпимости  и  свободе
совести, что объясняется разделяемым в то время  враждебным  настроением
большинством народа к предоставленным католикам Иаковом II льготам.  Это
постановление было в последствии  (в  октябре  1689)  признано  законным
парламентским актом новым, правильно составленным парламентом,  а  затем
пополнено   учредительным   актом   1701   г.,   определившим    порядок
престолонаследия Ганноверского дома. Актом этим установлено, что  король
должен принадлежать к Англиканской  церкви,  запрещено  приостанавливать
посредством  королевского  помилования  производство  по   возбужденному
палатой общин обвинению и провозглашено начало несменяемости судей.  Оба
акта вместе с  Великой  Xapтией  1215  г.  являются  основными  законами
конституционного государственного устройства Англии.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz