(Винченцо Bellini)
- итальянский оперный композитор, род. в .
Катании в Сицилии) 3 ноября 1802 г., музыкальное образование получил в
неаполитанской консерватории. Успех его оперы "Bianca е Fernando",
данной в 1826 г. в театре "Сан-Карло" в Неаполе, открыл ему путь на все
итальянские оперные сцены. В 1827 г. Б. написал для миланского театра
"La Scala" оперу "Н Pirata", в 1828 г. оперу "La Straniera". Опера
"Zaira", сочиненная в 1829 г. для театра в Парме, успеха не имела, но
следующие его оперы: "I Capuleti ed i Montecchi" (поставленная в 1830 г.
В Венеции) и "La Sonnambula" (в 1831 в Милане) были приняты с
энтузиазмом. В 1831 г. Б. выступил с оперой "Norma", написанной для
Миланского театра; это произведение, по драматичности музыки, превзошло
предыдущие оперы Б. Опера "Beatrice di Tenda", данная в 1832 г. В
Милане, прошла с гораздо меньшим успехом, чем прежние его оперы. Поездки
Б. в Лондон и Париж в 1833 - 34 гг. сопровождались блестящим успехом.
Находясь в Париже, Б. написал в 1834 г. для местной итальянской сцены
оперу "I Puritani", которая вызвала тем большее к себе сочувствие, что в
ней Б. рядом с пленительно страстными мелодиями обратил большее против
прежнего внимание на драматическую правду, на более тщательную отделку
инструментовки, и на выработку форм отдельных музыкальных номеров.
Б. умер 24 сентября 1835 г. в Пюто, близ Парижа. Как оперный
композитор, Б. шел по тому же пути, по которому направил итальянскую
оперу Россини, но все же он сумел выказать не только значительную
самобытность, но и внести в формы, данные Россини, также и известную
самостоятельность. Хотя в произведениях Б. нет той высокой даровитости и
разносторонности, какие мы находим у Россини, тем не менее они часто
пленяют очаровательною мягкостью, сердечностью своей музыки, причем,
однако, Б. иногда не в меру впадает в сентиментальность. Эта последняя
черта, в связи с большим однообразием ритма, препятствует достижению
рельефной драматической характеристики и широкой музыкальной передачи
движений линии; но его кантилена часто отличается совершенством. См.
Pougin, "В. sa vie, ses oeuvres" (Париж, 1868).
Беллини (Bellini) - семейство замечательных венецианских живописцев.
Старшим представителем этой семьи художников был Джакопо Б., род. В
начале ХV стол., около 1464 г., принадлежавший к числу учеников Джентиле
да Фабриано. Он жил во Флоренции, Вероне и Венеции. Самым замечательным
его произведением считается писанное для веронского собора - Распятие
Христа. Его старший сын Джентиле Б. родился в 1427 или 1428 и ум. в
1507. От него также сохранились только немногие картины, замечательные
обилием человеческих фигур. Он был не только живописец, но и отличный
медальер и в качестве такого отправился в 1479 в Константинополь к
Мохаммеду II. Здесь, между прочим, он сделал рисунки для рельефных работ
на колонне Феодосия, которые только в этих рисунках и сохранились.
Замечательнейшие его картины: в Брере (Милан) "Проповедь св. Марка" и в
венецианской академии "Крестное Чудо". В стиле он был свободнее своего
отца, но в сущности держался жесткой манеры старинной венецианской
живописи, хотя его исторические картины отличаются строгим стилем. -
Знаменитее Джентиле был его брат - Джованни Б. (Джанбеллин или
Самбеллин), род. в 1426 году, ум. в 1516. Он - глава старинной
венецианской школы и наиболее выдающийся представитель того направления,
которому эта школа обязана своим значением. Живость в подражании
природе, наивная и вместе с тем тонкая характеристика, сила и
интенсивность колорита были свойственны ему в высокой степени. У него
было очень много учеников, из которых знаменитейшие: Джорджоне и Тициан;
Бонифацио Венециано и Себастиaнo дель Пиомбо также многим ему обязаны.
Приняв реформы Мантеньи, Б. дал новое направление венецианской живописи.
После 1470 г. развернулся гений его великого ученика Тициана, повлиявший
на самого учителя. В первое время он часто употреблял золотой фон.
Лучшие его произведения находятся в галереях Лувра, венецианской
академии, Лондона, Вены, Берлина; кроме того, во многих церквах
Венеции,. напр. св. Захария, св. Иоанна и Павла и друг. Дрезденская
галерея обладает его прекрасным портретом дожа Леонардо Лоредана,
писанным в 1502 году.
|