(от араб.
Bedawi, во множ. числе Beduan, т. е. жители
низменности или пустыни) - общее название, присвоенное европейцами всем
племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов,
занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую,
привольную жизнь. Из своей первобытной родины, из внутренних стран
Аравийского полуострова, они издавна распространились по сирийской и
египетской пустыне, затем, после падения древних культурных государств,
по Сирии Месопотамии и Халдее, а с завоеванием Африки мусульманскими
арабами, в VII стол. после Р. X., они заняли большую пустыню между
Красным морем и Атлантическим океаном, которая стала для них второй
родиной. Таким образом, бедуинские племена арабского происхождения
захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до
Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств
негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве, они
являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для
земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в
Варварийских владениях, нельских странах и у cеверной окраины Судана,
рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в
Африке именем Б. называют себя и такие кочующие племена, которые ничего
общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но
которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают
себя за настоящих Б. или арабов, пришедших из Аравии (араб, множ.
урбан). В физическом и нравственном облике Б. ясно сказывается их
семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого
склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее
жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью,
выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам. Натура у них
корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны и мстительны до
самозабвения, но в тоже время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны,
в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы. Политическое и
социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих
патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах,
деревни их управляются шейхами, ирод из 40 - 50 таких деревень подчинен
кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все Б.
исповедуют теперь магометанство, за исключением некоторых племен в
Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие
охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их
состоят в танцах, пении и слушании сказок. В умственном отношении они
очень мало развиты, но тем не менее им нельзя отказать в здравом смысле,
живости ума и пламенной фантазии, как показывают их сказки и поэзия.
Впрочем, общая характеристика Б. теперь едва ли возможна, так как, при
широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или,
напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных
условий. Вообще имя Б. не может служить больше обозначением одной
определенной народности, а скорее целой группы племен, более или менее
смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют Б. в отличие
от тюркских кочевников Средней и Северной Азии.
|