(от португальск,
bailadera, т. е. танцовщица) - так называют
европейцы танцовщиц и певиц в Индии. Они распадаются на два главн.
разряда, с многочисленными подразделениями. К первому классу принадлежат
посвященные богам и богослужению, ко второму странствующие танцовщицы.
Первые - девадази, т. е. божьи рабыни подразделяются по степени
знатности семейств, из которых происходят, по степени значения божества,
которому служат и по большему или меньшему великолепию и значению храма,
на два отдела. К первому разряду принадлежат дочери знатнейших семейств
из касты Вайсиев, к которой причисляются богатые земле владельцы и
купцы, ко второму - дочери более уважаемых лиц из касты судров, т. е.
ремесленников. В разряд девадази поступают в детском возрасте, причем
требуется безукоризненное телосложение и родители должны торжественно
отрекаться от как их бы то ни было прав на свою дочь. Только после
такого отречения дается надлежащее обучение. Девадази должны воспевать
во время торжественных процессий деяния и победы божества, которому
посвящены, исполнять священные танцы, плести венки, которыми украшаются
изображения богов и исполнять различные служебные обязанности в храме.
Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют права выходить
из своих помещений, без согласия старшего жреца. Они могут оставаться
девственницами всю свою жизнь, но им разрешается избирать любовника как
в храме, так и за его пределами, под условием принадлежности его к
высшим сословиям. Связь с человеком низшего происхождения строго
наказывается. Дети их, если это девочки, воспитываются для того же
ремесла, мальчики делаются музыкантами. Девадази второго разряда мало
отличаются от первых, с тою разницею, что более свободны, так как живут
вне пределов храма. Ежедневно определенное число их по очереди принимает
участие в богослужении, но при торжественных процессиях должны
присутствовать все. Они поют и танцуют не только пред изображениями
богов, за что получают определенную плату деньгами и рисом, но
приглашаются и на другие празднества, свадьбы и увеселения. Существенно
отличаются от девадази танцовщицы, которые кочуют по всей стране и
приглашаются исключительно на частные празднества или в гостиницы, для
увеселения иностранцев. Их называют: натш, нати, кутани, сутрадари,
смотря по роду искусства. Некоторые живут независимо, по 10 или 12
вместе, кочуют с места на место и делят заработок с сопровождающими их
музыкантами. Другие находятся под наблюдением дайей или старых
танцовщиц, которые пользуются всем заработком и уже сами дают пищу и
одежду своим подчиненным. Наконец третьи - совершенные невольницы старых
женщин, купивших или принявших их в детском возрасте и затем обучивших
ремеслу. Одежда этих танцовщиц весьма оригинальна. Танцы их скорее могут
быть названы пантомимами, объяснение к которым дается в песнях,
исполняемых речитативом музыкантами. Содержание песен счастливая или
несчастная любовь, ревность, ожидание возлюбленного и т. д.