(Иоганн Себастьян)
- величайший композитор церковной музыки и
органист, сын Иоганна Амврос. Баха (род. 1645 г., ум. 1695 г.),
придворного музыканта в Эйзенахе, - род. 21 марта 1685 г. там же. По
смерти отца (мать его умерла еще ранее), Б., которому не было и десяти
лет, переселился к своему старшему брату Иог. Христоф. Б. (ум. 1721 г.),
органисту в Ордруфе, где он стал посещать лицей и брать уроки
фортепианной игры у своего же брата. Через посредничество ордруфского
кантора Герда, Б. получил на 15-м году место певчего в хоре при церкви
св. Михаила в г. Люнебург. Живя там, он часто посещал Гамбург, Любек и
Целле, где в то время находились лучшие музыкальные силы по органной и
оркестровой игре, оперному и концертному пению. В 1703 г. Б. был
назначен придворным музыкантом (скрипачом) в Веймаре, в 1704 г. -
органистом в Арнштадте, откуда в конце 1705 г. с целью
усовершенствования себя в игре на органе, предпринял путешествие в
Любек, к известному органисту Бутстегуде; в 1707 он стал органистом в
Мюльгаузене, в 1708 придворным органистом в Веймаре, а с 1714и
концертмейстером. Необыкновенные музыкальные дарования Б., как виртуоза,
особенно проявились в Дрездене, в 1717 г., при следующих замечательных
обстоятельствах. В этом городе предстояло музыкальное состязание с
всесветною знаменитостью, французским пианистом и органистом Маршалом,
вызывавшим желающих состязаться с ним. По рекомендации саксонского
концертмейстера Волюмье, был вызван и Б. из Веймара. Последствием
приезда Б. в Дрезден было то, что Маршал, познакомившись с силами своего
противника, тайно скрылся из города перед самым состязанием. Тотчас по
возвращении в Веймар, в 1717 г., Б. был назначен князем Леопольдом
Ангальт Кётенским капельмейстером, а в 1726 г. "директором" музыки и
кантором в Лейпциге, где и прожил до кончины, терпя по временам не малую
нужду. В 1736 г. Б. получил от дрезденского двора титул
королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного
композитора. Особенного отличия он был удостоен со стороны Фридриха II.
Согласно неоднократно выраженным желаниям Фридриха II, в 1747 г.
последовало формальное приглашение Б. во дворец в Потсдаме, где он был
принят с большим почетом. Тему, заданную королем, на которую Б.
импровизировал в его присутствии, он впоследствии еще более обработал и,
отпечатав свой труд, послал его королю, под заглавием: "Музыкальное
приношение" ("Musikalisches Opfer"). Б умер 28 июля 1750 г. в Лейпциге.
Как учитель и виртуоз, он создал целую школу превосходных композиторов,
органистов и пианистов, деятельность которых распространилась по всей
северной Германии, Саксонии и Турингии. Между ними особенно выдаются
несколько сыновей Б. Но как ни велики заслуги Б. в теории и практике,
все же выше всего следует поставить то неисчерпаемое творческое
богатство, которое упрочивает за Б. вечную славу в потомстве. Его
высокое искусство, как контрапунктиста, благородство содержания и
серьезность его не легко понимаемых сочинений делает их изучение в
высшей степени полезным и плодотворным для истинного музыканта. Сознавая
это, Лейпцигское общество имени Б. (подобно существующему
"Генделевскому" обществу), начало издавать полное, роскошное собрание
его сочинений; при этом ярко обнаружилась изумительная плодотворность
творчества Б. и его мессы, "Страсти" и церковные кантаты вскоре
сделались общим достоянием, хотя многие из отдельных фортепианных и
органных произведений его появились еще ранее в нескольких изданиях.
Более полные собрания сочинений Б. издали сначала Петерс в Лейпциге (при
содействии Черни. Грипенкерля и Дена) и Гаслингер в Вене. В XIX ст.
произведения Б. были вызваны к жизни Мендельсоном, который принимал
деятельное участие в публичном их исполнении. При его посредничестве был
воздвигнут в 1842 г. памятник Б. перед зданием старинной школы при
церкви св. Фомы, в Лейпциге. Первая обстоятельная биография Б. помещена
в Музыкальной библиотеке" Мяцлера, за 1754 г. (том IV, ч. 1). Она
составлена Агриколой, одним из учеников Б. и сыном композитора Карлом
Филип. Эммануэлем Б. Биография эта представляет вполне надежный источник
и в особенности она ценна в смысле обзора и подробного перечня сочинений
Б. При жизни Б. в печати появились следующие его произведения: 1)
Собрание разных сочинений для фортепиано с педалью и без оной, под
загл.: "Упражнение для фортепиано" (Klavierubung), часть 1 - 4, изд.,
1726 - 42 гг.; 2) "Музыкальное посвящение", написанное на тему Фридриха
II и ему посвященное (Лейпц., 1747); 3) "Искусство фуги" (DieKunst der
Fuge), отпечатанное в 1752 г. после смерти Б. Все церковные произведения
для пения и оркестра и большинство сочинений, написанных для отдельных
музыкальных инструментов, остались ненапечатанными до смерти Б. К ним
принадлежат: 1) пять "ежегодников" п. церковных произведений на каждые
воскресные и праздничные дни, а также оратории, Рождественские,
Пасхальные, на праздник Вознесения, и 5 пассий (страстей Господних); 2)
многие мессы, магни-фикаты (хвалебные песни), несколько "Sanctus", драм,
серенад, сочинений по случаю рождения, именин и похорон, свадебные
мессы, а также несколько пьес комаческого содержания; 3) несколько
мотеттов на два хора; 4) "Das wohitemperierte Klavier" (1 часть, 1722; 2
ч., 1740); 5) прелюдии и фуги для органа, хоральные прелюдии и проч.
Кроме того, множество всевозможных произведений для различных
инструментов. Позднейшая биография Баха принадлежит Форкелю (Лейпц.,
1803), Гильгенфельду (Лейпц., 1850), Биттеру (2 изд., 4 тома, Берлин,
1881) и Спитта (2 т., Лейпц., 1873 - 80). Род Б. ведет свое начало из
Прессбурга в Венгрии. Кроме Баха, знаменитого Лейпцигского кантора,
насчитываются несколько выдающихся в истории музыки деятелей, носивших
ту же фамилию.
|