Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Бах

(Иоганн Себастьян) - величайший  композитор  церковной  музыки  и
органист, сын  Иоганна  Амврос.  Баха  (род.  1645  г.,  ум.  1695  г.),
придворного музыканта в Эйзенахе, - род. 21 марта 1685  г.  там  же.  По
смерти отца (мать его умерла еще ранее), Б., которому не было  и  десяти
лет, переселился к своему старшему брату Иог. Христоф. Б. (ум. 1721 г.),
органисту  в  Ордруфе,  где  он  стал  посещать  лицей  и  брать   уроки
фортепианной игры у своего же брата.  Через  посредничество  ордруфского
кантора Герда, Б. получил на 15-м году место певчего в хоре  при  церкви
св. Михаила в г. Люнебург. Живя там, он часто посещал Гамбург,  Любек  и
Целле, где в то время находились лучшие музыкальные силы по  органной  и
оркестровой игре, оперному  и  концертному  пению.  В  1703  г.  Б.  был
назначен придворным музыкантом  (скрипачом)  в  Веймаре,  в  1704  г.  -
органистом   в   Арнштадте,   откуда   в   конце   1705   г.   с   целью
усовершенствования себя в  игре  на  органе,  предпринял  путешествие  в
Любек, к известному органисту Бутстегуде; в 1707 он  стал  органистом  в
Мюльгаузене,  в  1708  придворным  органистом  в  Веймаре,  а  с   1714и
концертмейстером. Необыкновенные музыкальные дарования Б., как виртуоза,
особенно проявились в Дрездене, в 1717 г., при  следующих  замечательных
обстоятельствах. В  этом  городе  предстояло  музыкальное  состязание  с
всесветною знаменитостью, французским пианистом и  органистом  Маршалом,
вызывавшим желающих  состязаться  с  ним.  По  рекомендации  саксонского
концертмейстера Волюмье,  был  вызван  и  Б.  из  Веймара.  Последствием
приезда Б. в Дрезден было то, что Маршал, познакомившись с силами своего
противника, тайно скрылся из города перед самым состязанием.  Тотчас  по
возвращении в Веймар, в 1717  г.,  Б.  был  назначен  князем  Леопольдом
Ангальт Кётенским капельмейстером, а в 1726  г.  "директором"  музыки  и
кантором в Лейпциге, где и прожил до кончины, терпя по временам не малую
нужду.  В   1736   г.   Б.   получил   от   дрезденского   двора   титул
королевско-польского    и    саксонского    курфюрстского    придворного
композитора. Особенного отличия он был удостоен со стороны Фридриха  II.
Согласно  неоднократно  выраженным  желаниям  Фридриха  II,  в  1747  г.
последовало формальное приглашение Б. во дворец в Потсдаме, где  он  был
принят  с  большим  почетом.  Тему,  заданную  королем,  на  которую  Б.
импровизировал в его присутствии, он впоследствии еще более обработал и,
отпечатав свой труд, послал  его  королю,  под  заглавием:  "Музыкальное
приношение" ("Musikalisches Opfer"). Б умер 28 июля 1750 г. в  Лейпциге.
Как учитель и виртуоз, он создал целую школу превосходных  композиторов,
органистов и пианистов, деятельность которых  распространилась  по  всей
северной Германии, Саксонии и Турингии.  Между  ними  особенно  выдаются
несколько сыновей Б. Но как ни велики заслуги Б. в  теории  и  практике,
все  же  выше  всего  следует  поставить  то  неисчерпаемое   творческое
богатство, которое упрочивает  за  Б.  вечную  славу  в  потомстве.  Его
высокое  искусство,  как  контрапунктиста,  благородство  содержания   и
серьезность его не легко  понимаемых  сочинений  делает  их  изучение  в
высшей степени полезным и плодотворным для истинного музыканта. Сознавая
это,   Лейпцигское   общество   имени    Б.    (подобно    существующему
"Генделевскому" обществу), начало издавать  полное,  роскошное  собрание
его сочинений; при этом ярко  обнаружилась  изумительная  плодотворность
творчества  Б.  и  его  мессы,  "Страсти"  и  церковные  кантаты  вскоре
сделались общим достоянием, хотя  многие  из  отдельных  фортепианных  и
органных произведений его появились еще  ранее  в  нескольких  изданиях.
Более полные собрания сочинений Б. издали сначала Петерс в Лейпциге (при
содействии Черни. Грипенкерля и Дена) и Гаслингер  в  Вене.  В  XIX  ст.
произведения Б. были вызваны  к  жизни  Мендельсоном,  который  принимал
деятельное участие в публичном их исполнении. При его посредничестве был
воздвигнут в 1842 г. памятник  Б.  перед  зданием  старинной  школы  при
церкви св. Фомы, в Лейпциге. Первая обстоятельная биография Б.  помещена
в Музыкальной библиотеке" Мяцлера, за  1754  г.  (том  IV,  ч.  1).  Она
составлена Агриколой, одним из учеников Б. и  сыном  композитора  Карлом
Филип. Эммануэлем Б. Биография эта представляет вполне надежный источник
и в особенности она ценна в смысле обзора и подробного перечня сочинений
Б. При жизни Б.  в  печати  появились  следующие  его  произведения:  1)
Собрание разных сочинений для фортепиано  с  педалью  и  без  оной,  под
загл.: "Упражнение для фортепиано" (Klavierubung), часть 1  -  4,  изд.,
1726 - 42 гг.; 2) "Музыкальное посвящение", написанное на тему  Фридриха
II и ему посвященное (Лейпц., 1747); 3) "Искусство фуги"  (DieKunst  der
Fuge), отпечатанное в 1752 г. после смерти Б. Все церковные произведения
для пения и оркестра и большинство сочинений, написанных  для  отдельных
музыкальных инструментов, остались ненапечатанными до смерти  Б.  К  ним
принадлежат: 1) пять "ежегодников" п. церковных произведений  на  каждые
воскресные  и  праздничные  дни,  а  также   оратории,   Рождественские,
Пасхальные, на праздник Вознесения, и 5 пассий (страстей Господних);  2)
многие мессы, магни-фикаты (хвалебные песни), несколько "Sanctus", драм,
серенад, сочинений по  случаю  рождения,  именин  и  похорон,  свадебные
мессы, а также  несколько  пьес  комаческого  содержания;  3)  несколько
мотеттов на два хора; 4) "Das wohitemperierte Klavier" (1 часть, 1722; 2
ч., 1740); 5) прелюдии и фуги для органа,  хоральные  прелюдии  и  проч.
Кроме  того,   множество   всевозможных   произведений   для   различных
инструментов. Позднейшая биография  Баха  принадлежит  Форкелю  (Лейпц.,
1803), Гильгенфельду (Лейпц., 1850), Биттеру (2 изд.,  4  тома,  Берлин,
1881) и Спитта (2 т., Лейпц., 1873 - 80). Род Б. ведет  свое  начало  из
Прессбурга в Венгрии.  Кроме  Баха,  знаменитого  Лейпцигского  кантора,
насчитываются несколько выдающихся в истории музыки  деятелей,  носивших
ту же фамилию.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz