(правильнее
Боратынский, Евгений Абрамович) - поэт, род.
19 февраля 1800 г. с селе Вяжле, кирсановского у. Тамбовской губ.,
воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 г. был исключен с
воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после
усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в л.-гв.
егерский полк; в 1820 г., произведен в унтер-офицеры, был переведен в
нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около
шести лет, до производства в офицеры, после чего вышел в отставку,
женился и поселился в Москве. В 1845 году отправился с семейством
заграницу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно
заболел и умер 29 июня 1844 г. Сочинения Б. в стихах и прозе изданы его
сыновьями в 1869 и 1884 гг.
Б. начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к
поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным,
Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых
имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими
произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского
кружка, поэтов - "романтиков". Продолжительное пребывание в Финляндии,
вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с
одной стороны усилило романтический характер поэта Баратынского, а с
другой - сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким
проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской
жизни, кроме. ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенною
яркостью отразились в первой поэме Баратынского: "Эда" (1826), которую
Пушкин приветствовал, как "произведение, замечательное своей
оригинальной простотою, прелестью рассказа, живостью красок и очерком
характеров, слегка, но мастерски обозначенных". Вслед за этой поэмой
явились: "Бал", "Пиры" и "Цыганка", в которых молодой поэт заметно
поддался влиянию Пушкина и еще более - влиянию "властителя дум"
современного ему поколения - Байрона. Отличаясь замечательным
мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не
уступающего пушкинскому, эти поэмы по своему содержанию и литературному
значению, стоят, однако, гораздо ниже лирических стихотворений
Баратынского, из которых многие и до сих пор не утратили своей прелести.
Общий характер лирики Б. - грустно-задумчивый; непосредственное
поэтическое чувство в его произведениях почти всегда подчиняется
рефлектирующей мысли и творческое одушевление уступает место холодной
"игре ума". Сосредоточиваясь на том или ином вопросе общефилософского
характера, поэт тревожно ищет выход среди являющихся ему противоречий, -
ищет разрешения мучительных сомнений, - и не находит, или если и
находит, то только на время, ненадолго, - чтобы затем снова вернуться к
"загадкам бытия", которые представляются ему неразрешимыми. Как поэт, он
почти совсем не поддается вдохновенному порыву творчества; как
мыслитель, он лишен определенного, вполне и прочно сложившегося
миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в
силу которой она не производит сильного впечатления, не смотря на
несомненные достоинства внешней формы и нередко - глубину содержания.
Лучшие из его лирических стихотворений: "На смерть Гете", "Финляндия",
"Последний поэт", "Череп", "Последняя смерть". Собрание стихотворений Б.
в первый раз издано в 1827 г. (2 изд., Москва, 1835; 3-е - 1869 и 4е -
1884 Казань). Стихотворения Б. много раз переводились на немец. к. и
французский, языки. Ср. "Рус. Ст." (1870 г., т. II, стр. 638 - 45),
"Рус. Арх." (1868, стр. 141 - 47 и 866 - 72), В. П. Гаевский в "Соврем."
(1853, ь 5, в статье о Дельвиге), Koenig, "LitterarischeBilder aus
Russland" (есть в рус. переводе), Плетнев, "Сочинения" (т. 4), Пушкин (в
журнальных статьях), Белинский (т. I и II), Галахов в "Отеч. Зап." (1844
г., т. 37), Лонгинов в "Русск. Арх." (1864), С. А. Андреевский "Литер.
чтения" (Спб., 1891), Венгеров, "Крит. биогр. словарь" (т. 2).
|