(Милий
Алексеевич) - известный русский композитор и
музыкальнообщественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде.
Воспитывался в казанском университете. Музыкальным образованием Б.
обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургскою
публикою в качестве виртуозапианиста. 18 марта 1862 г. он вместе с Г.А.
Ломакиным основал "Бесплатную музыкальную школу", состоящую под
Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на
первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность.
В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами
дирижировал Ломакин, а оркестровыми М.А. Балакирев. 28 января 1868 г.
после отказа Ломакина от управления школой, М.А. Балакирев, как один из
ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора
заведовал школой до осени 1874 г. В 1866 г. М.А. был приглашен в Прагу
заведовать постановкой опер: "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила"
Глинки, которые были даны под управлением Б. и, благодаря его
настойчивости и неустанной энергии, имели огромный успех, в особенности
опера "Руслан и Людмила".
С осени 1867 г. до весны 1869 М.А. дирижировал симфоническими
концертами импер. русского музык. общества (в 1867 г. вместе с
Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и
Листа, и оркестровые сочинения собственно русских композиторов:
Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и друг. В половине 70-х годов,
М.А. Балакирев, по расстроенному здоровью, принужден был на время
отказаться от общественной деятельности. В 1883 г. М. А. был назначен
Государем Императором заведовать придворной певческой капеллой, в
которой, благодаря ему, школьное дело поставлено ныне на прочных
педагогических основаниях; им выработана программа научных классов; Б.
взял в свои руки музыкальное дело, пригласив к себе помощником Н. А.
Римского-Корсакова, занимающего должность инспектора музыкальных
классов. При Б. здание певческой капеллы перестроено заново; изящный
внешний вид здания, роскошь (залы) и обширность помещения для учащихся
не оставляют желать лучшего. Особенное внимание обращено Б. на развитие
оркестрового класса в капелле; цель эта практическая и, без сомнения,
окажет благотворное влияние на тех, которые вследствие потери голоса
должны прекратить свои занятия в хоре; им представится, в таком случай,
возможность нового заработка, который удержит их в привычной среде и
устранит необходимость искать себе занятие в какой-либо другой, чуждой
для них специальности. В придворной певческой капелле существует в
настоящее время вполне самостоятельный оркестр.
Композиторская деятельность М.А. Балакирева, хотя не обширна, но
весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепьянных и
вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровые: музыка к
королю Лиру (1860 г.), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на
чешские темы (1856 г.); две увертюры на русские темы, из которых первая
сочинена в 1857 г., а вторая, под названием "Русь", написана в 1862 г.
на открыт памятника тысячелетия России, в Новгороде; увертюра на
испанскую тему; симфоническая поэма "Тамара" (на текст Лермонтова),
исполненная в 1-й раз в концерте Беспл. музык. школы, в 1882 г. Из
фортепьянных сочинений Балакирева известны: две мазурки (As-dur и
H-moll), скерцо, фантазия "Исламей" на восточные темы ( 1867 г.); им же
переложены для фортепьяно в две руки: "марш Черномора" из оп. "Руслан и
Людмила", "Песня жаворонка" Глинки, увертюра (вступление) ко второй
части "La Fuite en Egypte" соч. Берлиоза, каватина из квартета Бетховена
(ор. 130), "Арагонская хота" Глинки. В четыре руки: "Князь Холмский",
"Камаринская", "Арагонская хота", "Ночь в Мадриде" Глинки.
Из вокальных сочинений Б. большою популярностью пользуются романсы и
песни ("Золотая рыбка", "Приди ко мне, "Введи меня, о ночь, тайком",
"Исступление", "Взошел на небо месяц ясный", "Слышу ли голос твой",
"Еврейская мелодия", "Грузинская песня" и проч.) - числом 20. Весьма
ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является
"Сборник русских народных песен", изданный Б. в 1866 году (всех песен
40). Дарование М.А. Балакирева особенно выказалось в первых его
произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Б. своеобразна,
богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма
интересна и красива в гармоническом.
|