(Эцел, по
прозванию "Бич Божий") - царь гуннов, сын Мундцука,
в 433 г. по Р. Х., после смерти дяди его, Ругиласа, совместно с братом
своим Бледою, принял верховную власть над гуннами; но уже в 445 г., убив
Бледу, сделался их единоличным предводителем. Вслед за тем,
завоевательными набегами своими, А. расширил свое государство до
громадных размеров. Наружность А., по свидетельству современников, была
непривлекательна: А. был человек приземистый, плотный, с темным цветом
лица, маленькими впалыми глазами, плоским носом и редкой бородой; но при
всем том, его горделивая походка и строгость выражения производили
впечатление внушительное. Вопреки своей дикости, он выказывал чувство
собственного достоинства, степенность, справедливость, и не только
своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они
добровольно подчинялись. Таким образом, им составлен был сильный союз
народностей, к которому принадлежали: остготы, гепиды, тюрингцы, герулы,
ругии, хозары и др. - Резиденция его находилась в верхней Венгрии,
невдалеке от Токая. Вначале, А. явился особенной грозой Восточн. Римской
империи. Постоянно возвышая свои требования, он заставил императ.
Феодосия II платить ему огромную дань, и покорил своей власти все правое
побережье нижнего Дуная. Опустошив Мизию, Фракию, Иллирик, он простер
свои набеги до окрестностей Константинополя, заставил императора (447)
откупиться от него большими суммами и предоставить гуннам всю страну на
юг от Дуная. В 440 г., А., оскорбленный отказом западноримского
императора Валентиана III отдать за него сестру свою Гонорию и
озабоченный союзом римлян с вестготским царем Теодорихом, двинулся на
запад, во главе 500000-й рати. - Предавая все огню и мечу, А. прошел
Германию до Рейна, переправился через эту реку около устья Неккара и
разрушил целый ряд городов, как напр. Трир. Мец, Аррас и др. Та же
участь грозила Орлеану, когда на помощь осажденному городу подошли:
полководец Валентиниана Аэций и вестготский царь Теодорих. Тогда А. снял
осаду и расположился на обширной Каталаунской равнине, около г. Труа. На
этой то равнине, осенью 451 г., разразилась исполинская битва народов.
Натиски гуннов были отражены Теодорихом, а когда он пал в бою - его
сыном, Торизмундом. Тогда А. отступил в свой укрепленный Вагенбург, где
Аэций уже не атаковал его. Более 200000 бойцов осталось на поле битвы.
Взаимное ожесточение было столь велико, что народная легенда заставляла
души убитых продолжать сражение в воздушных пространствах. Силы А. были,
однако, настолько ослаблены этой битвой, что он не пошел далее, а,
напротив, возвратился за Рейн, в Германию. В 452 г. он предпринял новый
набег, и, через никем не оберегаемые восточные Альпы, проник в Италию,
разрушил Аквилею, взял Альтинум, Падую, Милан и многие другие города;
Риму и всей Италии грозила опасность сделаться жертвой врагов; но А.
внезапно остановил свое победное шествие и изъявил готовность вступить в
переговоры. Папа Лев I, во имя императора, за большую сумму денег купил
у А. мир, который последнему был очень желателен, по случаю смертности,
развившейся в его войске и разных лишений, коим оно подвергалось. В 453
г., вскоре по возвращении в Паннонию, А. умер в ночь после брака,
заключенного им с бургундской уроженкой Ильдико; смерть его последовала
или от удара, или от руки Ильдико, отомстившей этим за уничтожение
своего народа. Его тело положили в три гроба: золотой, серебр. и
железный; пленники, делавшие гробы, были умерщвлены. По одному очень
распространенному в Венгрии преданию, гроб был зарыт в русле Тиссы, для
чего вода была отведена из реки, а потом вновь впущена в старое русло.
Со смертью А. угасла сила мирового государства гуннов; при сыне его,
Эллаке, в битве на р. Нетаде (в Паннонии) германские и скифские племена
отвоевали свою независимость. Государство, им основанное, распалось так
же скоро, как было создано, но в песнях и преданиях жило еще долго
воспоминание об этом могущественном покорителе, Эцеле германских
народов, прозванном "Бичем Божьим".
Ср. Гиббон, "Leben des A." (Люнеб., 1797 г.); Иоганн фон Миллер, "A.,
der Held des V Jahrh." (Вена,
1806); Клемм, "A. nach der Geschichte,
Sage und Legende" (Лейпц., 1827); Гааге,
"Geschichte A. s." (Целле,
1862); Тьери, "Histoire d'A. et ses successeurs" (4
изд., Париж, 1874).
|