(от греческого
слова aJeoV, т, е. безбожный) - означает
отрицание существования Бога или мнение, что наше представление о Боге,
как о высшем существе или как о нравственном порядке вещей, не есть
нечто реальное или существующее в действительности. - А. называется
скептическим, когда отрицается возможность доказать бытие Бога на
основании разума, догматическим, когда утверждают, что небытие Бога
может быть подтверждено известными доказательствами. Различают также А.
теоретический и практически. Первый отвергает только объективную
реальность существования Бога, но признает нравственный закон, который
должен руководить нами в жизни; практическим же атеизмом, вследствие
тесной связи, установленной человеческим разумом между нравственным
законом и представлением о Боге, называется тот вид неверия, когда люди
не считают нравственный закон естественной потребностью, вытекающей из
самой сущности нашего разума, а лишь случайным представлением,
вытекающим из получаемого нами воспитания и из общественных отношений.
Так как, по понятиям людей, вера в существование Бога освящает
нравственный закон, то распущенность нравов неизбежно влияет на
ослабление веры и вследствие этого, в эпоху глубокого упадка нравов,
всегда обнаруживалось и неверие, как это было в Греции во времена
Перикла, у римлян во времена Августа, в средние века в эпоху упадка
нравов среди духовенства и светских людей и в распущенности нравов,
существовавшей перед Французской революцией. Так как понятие о Боге в
разные времена и у разных народов бывает весьма различное, то многих
людей часто обвиняли в А., тогда как эти обвинения основывались лишь на
чисто субъективных взглядах. Так напр., древние греки обвиняли в А.
некоторых из своих философов, как Анаксагора и Сократа, отвергавших не
существование Бога, но многобожие, признаваемое народом. Точно также, в
христианской церкви, вслед за установлением догмата Троицы, обвинялись в
А. и наказывались все отвергавшие догмат о триипостасном Божестве и о
Божественности Иисуса Христа. В новейшее время, исходя из
христианскотеистического представления о Боге, как о личности,
существующей вне Mиpa, обвиняют в А. идеалистов и пантеистов (Спинозу,
Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицают самого существования
Бога, но только не допускают его существования независимо от Вселенной.
|