(греч.).
Собственно старший из дьяконов. Первоначально
этот титул был присвоен первому дьякону епископской церкви. Но уже в V
столетии, преимущественно в Западной церкви, архидьяконы не только
возвысились над пресвитерами, но и стали занимать должности викариев в
епархиях и на соборах; поэтому к ним мало-помалу перешло судебное
разбирательство церковных дел, надзор за духовенством, монастырями и
монастырскими имениями, ревизия епархий и суд над еретиками. Впрочем, до
IX века они и на Западе были только заместителями епископов, без личной
власти; впоследствии же, при разделении епархий на округа и
архидьяконства, они сделались самостоятельными чинами церкви и, за
немногими исключениями, пользовались полной епископской властью. В XI и
XII столетиях архидьяконы считались там самыми влиятельными прелатами
церкви. С течением времени значение их стало падать, и в XV и XVI ст.
они должны были уступить право производить суд вновь образовавшимся
судебным учреждениям, сохранив за собой только один титул. В настоящее
время в римско-католической церкви сан архидьякона почти повсеместно
упразднён. В греческой церкви, начиная с VII ст., уже не было
архидьяконов, за исключением константинопольского. В епископальной
церкви в Англии архидьяконы и поныне считаются представителями епископов
по надзору за епархиями. В протестантской церкви титул архидьякона
присвоен вторым священникам при главных церквах в больших городах.
|