- музыкальный
инструмент, струны которого приводятся в движение
пальцами. Он имеет форму треугольника, который состоит: во 1) из
резонансного корпусаящика, длиною приблизительно в 1 метр,
расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя
же закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемой
обыкновенно из кленового дерева, в средину которой, по длине корпуса,
прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой
пробиваются отверстия для продевания кишечных струн; во 2) из верхней
части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой,
прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой
части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в 3) из
переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать
сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и
резонансным корпусом. Так как А., уже и в прежнее время, имела
значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной
хроматической гаммы недостаточно, то в А. натянуты струны только для
добывания звуков диатонической гаммы. На А. без педали можно сыграть
только одну гамму. Для хроматических повышений, в прежние времена,
струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже,
это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в
движение рукою. Такие А. оказывались крайне неудобными для исполнителей;
недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в
педалях, изобретенным Гохбрукером из Донаувёрта (в 1720). Этот мастер
приделал к А. семь педалей, действовавших на проводники, которые через
пустое пространство бруса проходили к грифу, и там приводили крючочки в
такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем
объеме инструмента хроматические повышения.
Изобретение Гохбрукера, чрезвычайно облегчившее игру на А., сделало
ее вполне пригодной к модулированиям как при исполнении отдельных пьес
(соло), так и при игре в оркестре. Себастьен Эрард сделал в А.
дальнейшие усовершенствования, посредством устройства двойных педалей
(double mouvement), из которых каждая производит два хроматических
повышения струны. Эрардовская А., построенная в гамме До-бемоль, имеет
объем в шесть с половиной октав, тогда как гохбрукеровская А.,
построенная в гамме Фа, имеет объем только в пять октав с секстой. Кроме
обыкновенной А., существуют еще различные, ей подобные инструменты,
менее совершенные по своему устройству, как напр. острая или крыльчатая
A. (Arpanetta), двойная А. (Аrра doppia), тройная А. (Луки-Антонио
Евстахия) и т.д. Кроме этих инструментов большою известностью пользуется
т.н. Эолова А.. Арфа принадлежит к самым древним музыкальным
инструментам, о которых мы имеем исторические известия. Уже древние
египтяне имели А., которые, относительно своего объема, указывали на
значительную степень их развитая. Позднее, евреи употребляли А. и им
подобные инструменты при религиозных обрядах и других празднествах. Не
меньшим значением пользовалась А. у греков; А. Аполлона стала даже
олицетворением всего поэтического и прекрасного. Их встречают, наконец,
также у гальских, шотландских и немецких певцов и у скандинавских
скальдов. Из новейших композиторов, писавших для А., можно назвать:
Крумпгольца, Надерманна. Лабарре, Демара, Цабеля, Парис-Альварса,
Годфруа, Обертюра и др. В настоящее время А. сделалась необходимой
принадлежностью каждого хорошо организованного оркестра.