(a
priori)-философский термин, получивший, благодаря Канту,
важное значение в теории познания. Согласно высказанному Аристотелем
взгляду, различали познание вещей из их причин, т. е. из того, что
составляет их предпосылкупознание a priori, от познания причины из ее
действия - a posteriori. Лейбниц изменил несколько смысл этого термина,
придя к тому выводу, что познание вещей из их причин тогда только полно,
когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он назвал
"вечными истинами" и потому познание a priori приравнял к
умозрительному, познание a posteriori - к опытному познанию. Это
понятие, упрочившееся в немецкой философии, благодаря X. Вольфу, было
принято и Кантом в том смысле, что под познанием a priori он разумеет
всеобщие и необходимые, независимые от опыта понятая, под познанием a
posteriori-все опытное знание и в своей "Критике чистого разума"
исследует, как и при каких условиях возможно для человеческого мышления
познание a priori ("чистое, транспедентальное"), т. е. возможна ли
вообще метафизика и какая. Выражение a priori часто употребляется и в
общежитии: вместо "по существу", "первоначально".
|