- так называют в
театральном деле лицо, стоящее во главе
частного театрального предприятия, или арендующее казенный театр. Более
всего антрепренёрам приходится действовать в провинции, хотя в последние
годы их деятельность достаточно развита и в столицах, притом
исключительно на частных сценах, каковы напр. в Петербурге: театр
Панаева и Малый, все загородные театры и все клубные сцены Первым по
времени антрепренёром в России следует назвать немца Ягана (Иоганна),
которого выписали в Москву с его нем. труппою, по приказанию царя
Алексея Михайловича в 1671 году. В 1679 в Москве появляется новая нем.
труппа с антреп. Сплавским. Петр I, для вновь выстроенной "Комедиальной
храмины" в 1700 г. приглашает Иоганна Куншта с его немец. труппою,
назначив ему 5000 ефимков жалованья. В 1705 г. является в Москву Отто
Фиршт со своею труппою. Первым по времени антрепренёром в Петербурге
следует назвать Мана Фиршта, сына Отто, приглашенного сюда царевною
Натальей Алексеевной в 1717 г. Его труппа давала свои представления в
первом театре в Петербурге, на Никольской ул., на Петербургской стороне,
открытом 1-го мая 1716 г. в 1 час пополудни драмою "Стрельцы" (каждому
входящему в театр давалась царскими слугами чарка водки и калач). В 1735
г. вызвана в Петербург итальянская оперная труппа с антрепренером
Арайиа. Тогда же появился балет с антрепрен. Г. Фузано. В 1742 г. в
Петербурге действует франц. труппа с антрепрен. Сериньи; тогда же
содержал немецкую труппу Сигмунд. Федор Волков - основатель современного
русского театра, являет собою пример первого энергичного и талантливого
А. из русских людей. В 1757 г. в Москве действует со своею оперою-буфф
имперссарио Локателли, впервые введший абонемент в России. При Екатерине
II известны ант-ы Маттеи, Книппер, при Александре I-Мире. Нередко
антрепренёры получают субсидию от правительства и городов. Так, во
Франции известный антрепренёр Паделу получал ежегодно от правительства
субсидию в 25000 фр. для народных концертов. Мире получал от императора
Александра I ежегодное пособие в 26000 р. Много А. разбросано в
провинции и из них наиболее известны: И. Я. Сетов, антреприза которого
достаточно известна своею энергиею в Одессе, Тифлисе, Киеве и Харькове;
Медведев
- (в Казани), Н. И. Новиков, Яблочкин, Дюков, Немов, Н. К.
Милославский, Лого, Бабиков и мног. др. В Европе А. называются
директорами и имперсapио (итал.). С развитием частной антрепризы, всегда
имеющей возможность широко и сравнительно дешевле вести многоразличные
виды театра, правительство удерживает за собою управление казенными
театрами в виду удержания на надлежащей высоте образцовой сцены и
содействия подъему и развитию драматического и сценического искусств,
для чего требуются издержки, которые не в состоянии окупиться и потому
невозможны для частных предпринимателей.
|