(греч.)-так
называется, собственно, противоречие двух
законов. Слово это, как философский термин, впервые введено Кантом. Он
объясняет А. как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft)
впадает сам с собою, или собственно с рассудком (Verstand), когда он
идею абсолютного относит к миру, как совокупности всех явлений. Отсюда,
именно, являются противоречивые законы и мнимо основательные теории,
ведущие к принятию положений или не удовлетворяющих беспредельным
требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. А.
обнимают следующие вопросы, конечны ли или бесконечны- вселенная,
пространство, время? имеются ли неделимые атомы, или материя может
делиться до бесконечности ? Существует ли только необходимость в
природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во
вселенной или вне ее необходимая сущность или нет? Так как А. в данном
случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств,
как в пользу утвердительного так и отрицательного ответа на эти вопросы,
то разрушение А. необходимо приводить к выводу, что человеческое
познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни
победить не может. По Канту мы знаем о пространстве, времени, материи,
причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем:
каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от
догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного
имеет только значение регулирующего принципа, т. е. она сама не служит
источником расширения знания, а только руководящею нитью для все более и
более прогрессирующего расширения знания.
|