-св. апостол
Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с
ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда Иисус призвал
его следовать за собою (Матф. VI, 18 и след.). По повествованию еванг.
Иоанна (Иоан. 1, 41) он был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще
ранее своего брата, был призван на Иордане Иисусом. Поэтому в греческом
предании он носит имя "Первозванного" (prwtoclhtoV). По Св. Евангелию,
он, со своим братом и двумя сыновьями Зеведея был в числе ближайших
Христовых учеников. По церковному преданию, вместе со своим братом
проповедывал христианство "скифам", т. е. народам, жившим на южных,
восточных и северо-восточных берегах Черного моря. По сказанию русских
летописей проповедовал в древней Руси, был около нынешнего Киева, где
водрузил крест, доходил до Новгорода и села Грузина, где водрузил жезл
свой. В Синопе еще в IX стол. показывали его кафедру из черных камней.
От берегов Понта он чрез Пропонтилу перешел во Фракию и Грецию и в
Патрасе был распять по приказанию проконсула Эгея или Эгеата. Под
названием "Акты" или "Деяния А." сохранилась, хотя в позднейших
переделках на греческом и латинском языках, апокрифическая история
апостолов, известная еще Евсевию и автором которой был, как полагают,
гностик Харинус. Кроме того, на греческом языке сохранились два отрывка
Деяния А. и Матвея между людоедами" и мартиролог ("Martyrium") этого
апостола" равно как некоторые отрывки из "Деяний Петра и А. "; все они
напечатаны Тишендорфом в "Acta apostolorum apocryphorum" (Лейпциг,
1851), а также в дополнении к "Apocalypses apocryphae" (Лейпц., 1866). В
лат. редакции "Virtutes Andreae", повествующие о всех путешествиях
апостола, от Понта до Греции, и "Passio Andreae" изданы в Кельне в 1531
и вошли также в сборник Абдиаса. "Passio" послужила основой одного
англосаксонского стихотворения, содержащегося в "Codex Vercellensis" и
изданного Гриммом ("А. und Elene", Кассель, 1841), равно как Грейном в
"Bibliotek der angelsachs. Poesie" (2 т., Гетт., 1857-58). По. одному
позднейшему сказанию А. был апостолом в Константинополе, где он посвятил
первого епископа Стахия. Предание о том, что он был пригвожден ко
кресту, поперечные брусья которого были вделаны наискось (Андреевский
крест), имеет весьма позднее происхождение. Кроме России и Шотландия
чтит этого апостола, как патрона своей страны. В обеих этих странах
учрежден в честь его Андреевский орден. Память святого празднуется 30
ноября. Предшествующая этому дню ночь носит у народа название Андреева
вечера или Андреевой ночи, в которую, по народному поверью, молодым
девушкам и парням является образ суженых.
|