(греч. слово,
означающее-посланник, вестник)-употребляется в
Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу
Христу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископам
церквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда
они являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смысле
это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие
человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и
исполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается при
служении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам и
праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту,
и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают и
славят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне,
возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют быть
участниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель,
о них пишут в своих писаниях апостолы. См. Верховского, "Библейск.
Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г.
Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития в
книгах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и при
свете новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа,
сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и
бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они
принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное
бытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они не
вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в
совершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, не
всеведущи; не смотря на чистоту и святость, могут подвергаться
искушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в
добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят перед
лицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются
блаженством. А. неисчислимое множество; в этом несметном воинстве
небесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основать
Ветхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии,
с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия: Серафимы,
Херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшая
иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всего
изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия". Какое
значение степеней ангельских Иерархий неизвестно. Но собор
Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природе
и силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известны
имена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил - (муж божий), Рафаил -
(помощь, исцеление божие), Уриил - (огонь и свет божий), Салафиил -
(молитва к Богу), Ифремиил - (высота божия). Вероятно, чтобы дополнить
семеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых в
Библии: Иегудиил - (хвала божия) и Варахиил - (благословение божие).
Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., "Догматическое
Богословие" и Филарет, архиепископ Черниг., "Правосл. догматич.
богословие" (1882, 151-182 стр.).
Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработки
в древней церкви, как другие догматы. Впрочем на мало рассуждали
относительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том,
считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное
тело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени и
окончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787
г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику.
Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкою
учения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданными
вопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактат
Суареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей
можно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантская
догматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, за
исключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнению
ученье об А., отчасти с общей философской точки зрения
(натуралистической или пантеистической), а отчасти на основании
библейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в других
книгах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности.
Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший А.
называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, то
сливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX,
16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят в
учении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев. Но если бы
было так, возражают последние, учение с течением времени должно было
теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете об
А. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется.
Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в более
определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают
его не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но,
принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского,
на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен и
знакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имели
некоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значение
только внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого учения
параллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии
зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших уже
понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы,
нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие
места, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных от
Иеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят и
нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12,
13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии,
обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А.
ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божие
могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словом
личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгах
Библии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудий
божественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются от
таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы,
духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенность
библейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно с
другими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение.
ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культе
его не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и не
полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знает
настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать
Божественное повеление. Они предполагаются известными, и потому на
первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без
упоминания об их происхождении и определения их природы. Посланный
говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, как
о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. -
Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.);
Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II, под ел.
"Engel").Эд.
Рим, "Handworterbucb d. bibl. Alterthums",
(1884. т. 1, под
сл.
"Engel").
Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на Кивоте
Завета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два
больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое
Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницы
изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги у
них с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческим
соединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла; 2-мя
крылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28).
Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, но
все-таки символика обильная. Древнее христианское искусство в
изображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображение
А. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без
тела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в виде
зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые столетия А.
изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковных
писателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фреске
Благовещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике с
орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнем
изображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и на
отроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображении
ангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если и
встречаются между древними христианскими памятниками языческие
изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV века
является в христианском искусстве весьма слабое желание отличить
изображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в V
в. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или с
сиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А.
в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. с
крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.
Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархического
положения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем не
знала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству. Ф. К. Крауз,
"Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").