- вещица,
снабженная известными фигурами, знаками или
надписью, напр, камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для
предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А.
упоминается у Плиния и означает средство против яда. Производят слово
это -различно: по одному мнению оно происхождения лат. (от amoliri,
scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному-
арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и выражающее то же
понятие слово "талисман", от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где
они имели форму Скарабея . Ветхий завет строжайшим образом запретил
употребление таких волшебных средств, но все таки у евреев, как наследие
язычества, встречаются А. в виде украшений и средств для отражения
невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие
XXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя,
как это еще теперь принято на востоке и т. д. Цицит же и Тефилим, т. е.
кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге,
которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть
причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У
греков симпатическое предохранительное средство называлось вообще
филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почете
находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у
римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного
материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие
разнообразные вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключались
в футлярчики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем
христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные
церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei);
также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так
как слово icJuV, т. е. рыба заключает в себе начальные буквы греческих
слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель", принадлежат к чисто
христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда
запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они
были или грекоримского происхождения, или восточного, особенно же
иyдейско-каббалистического, напр., так называемые абраксас-амулеты
Василидиянцев и других гностических сект 11-го века после Р. X.,
замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и
т. п. Часто носили еще куски пергамента, с написанными на них начальными
стихами Евангелия Иоанна, как предохранительное средство от болезней и
несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею,
церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия и,
наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на
Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре.
На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии,
особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, "PalaeographUa crUtica"
(том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, "Uber А." (Майнц, 1827).
|