(граф Витторио) -
знаменитый итальянкий драматург, род. 17
янв. 1749 г. в Асти, в Пьемонте, сын графа Антонио А. и графини Моники
Мейльяр из Турнона. Рано оставшись сиротой, А. получил, с девятого года
жизни, крайне недостаточное воспитание в дворянской академии в Турине.
Затем изъездил с 1767 - 73 г. почти всю Европу и, как богатый юноша, вел
беззаботную жизнь. После своего возвращения в Турин, он предался
ревностно литературным занятиям. Успех, который нашли его первые
драматические опыты, привел его к заключению посвятить себя этой отрасли
литературы. Он постарался поэтому наверстать потерянное время и
отправился в Тоскану, чтобы здесь начать основательное изучение
итальянского языка, Здесь он познакомился с графиней Альбани, с которой
связала его истинная любовь. Чтобы быть вполне независимым, он передал
все состояние своей сестре за известную годовую ренту. Попеременно жил
затем во Флоренции и в Риме, а впоследствии, вместе с графиней, в
Эльзасе и Париже, где он непрерывно занимался поэзией, поправками и
изданиями своих произведений. Будучи при начале французской революции в
Англии, он возвратился в Париж, но уже 2 авг. 1792 г. не без некоторой
опасности постарался оттуда уехать и затем поселился вместе со своей
подругой во Флоренции, Здесь умер он 8 окт. 1803 г. Над останками его в
церкви С.-Кросе поставлен прекрасный памятник работы Кановы. В его
родном городе Асти была также воздвигнута его статуя в 1682 г. А.
написал двадцать одну трагедию, 6 комедий и одну так наз. трамелогедию.
Самое существенное оставил он именно в трагедиях. Между его
произведениями особенно замечательны "Виргиния", "Агамемнон", "Тимолен",
"Орест", "Антигона", "Мария Стюарт", "Заговор Пацци" и "Абель". Самым
удачным можно назвать "Абель", которое он наименовал трамелогедией
Трагедии А. все доказывают присутствие в нем высокого, мужественного
духа, но им недостает грации и прелести поэзии. Он хотел здесь
действовать самыми простыми средствами, избегая всяких прикрас, одной
лишь мужественной серьезностью. Его произведения поэтому холодны и
неоживленны, а в изложении - просты до бедности. Стих его тверд и
неприятен, а речь, хотя и выразительна, но лишена всякой образности. Тем
не менее, он стоит много выше других итальянских драматургов и составил
себе имя. А. хотел в театре видеть общеобразовательное учреждение и при
его помощи действовать на народ, делая его "свободным, сильным и
благородным". Комедии его, произведения его старости, лишенные
индивидуальности и занимательной завязки, не произвели впечатдения.
Кроме этих драматических произведений, А. написал также много од и
сонет, в которых, в полном силы и возвышенном стихе воспевал свою любовь
и дружбу. Политические и дидактические сочинения "Delia Tirannide", "Del
Principe e delle Lettere" представляют плод замечательно серьезного,
свободного и пытливого ума. Остальные его поэтичесния веции и переводы с
греческого и латинского содержат те же преимущества и недостатки его
больших произведений. После его смерти уже появился "Misogalo", как
памятник его ненависти к французам. Тогда же были изданы его "Ореге" (22
т. Пиза, 1805 - 15; 37 т. Падуа, 1809 - 11), автобиография "Vita di
Vittorio A. da Asti, scritta da esso", оригинальнейшее произведение в
этом роде, которое должно было представить Италию после Бенвенуто
Челлини (2 т., Лонд., 1804; нем. пер. Гайна, 2 т., Лейпц., 1812), и
"Lettere inedite" (Флор., 1864). Собрания его трагедий были изданы
многократно (6 т. Париж, 1788 - 89; 6 т., Флор., 1820); пересмотренное
Миланези по оригинальной рукописи (2 т., Флор., 1855). Ср. Чентофанти,
"iragedie e vHta di А." (Флор., 1842); Теза, "Vita, giornali, lettere di
А." (Флор.,1861); Тедески, "Stadii salle tragedie di A."(Мил., 1869).
|