- первый между
драгоценными камнями; греки называли его
непобедимым (долго, еще в средние века, держалось поверие, что алмаз
растворяется в свежей козлиной крови) adamaV, откуда и происходит его
название: Diamant. Алмаз кристаллизуется в правильной системе, являясь в
виде октаэдров, гранатоэдров, сорокавосьмигранников и других
полногранных форм. Некоторые октаэдры представляют двойники прорастания
из двух одинаково развитых тетраэдров и на этом основании принимают, что
алмаз вообще кристаллизуется в тетраэдрическом гемиэдрическом отделении
правильной системы. Плоскости и ребра алмаза часто закруглены и самые
кристаллы приближаются к шаровидной форме. Кроме хорошо образованных
кристаллов, встречаются и радиально-лучистые шары - так называемый
"борт". Округлые кристаллические неделимые или агрегаты черного алмаза
носят название "карбоната" и при сгорании оставляют до 2% золы. Алмаз
обладает высшей твердостью=10, совершенной спайностью по плоскости
октаэдра и раковистым изломом; он хрупок, вопреки мнению древних,
которые думали, что скорее молот разлетится вдребезги, чем разобьется
алмаз. Чрезвычайно сильный блеск (так наз. алмазный блеск), игра цветов,
происходящая от сильного лучепреломления (показатель преломления=2,42) и
светорассеяния, вместе с твердостью служат хорошими отличительными
признаками алмаза. В хороших чистых экземплярах алмаз совершенно
бесцветен и водянисто-прозрачен; но попадаются также и окрашенные -
белые, серые, бурые, даже зеленые, желтые, красные, синие и черные
разности. При исследовании в поляризованном свете обнаруживается иногда
оптическая аномалия - несвойственное кристаллам правильной системы
двойное лучепреломление; она объясняется внутренними натяжениями в
кристалле. Указания на нахождение в некоторых алмазах органических
тканей основано, по-видимому, на смешении с минеральными ветвистыми
дендритами. В других кристаллах найдены несомненные микроскопические
включения рутила, железного колчедана, пластинки железного блеска,
ильменита. Удельный вес колеблется между 3,5 и 3,6. По химическому
составу алмаз существенно отличается от всех прочих драгоценных камней
тем, что не состоит, подобно им, из силикатов или окислов, а
представляет чистый углерод. При сильном накаливании при доступе
кислорода алмаз сгорает без остатка и образует при этом чистую угольную
кислоту; последнее было открыто Лавуазье после того, как еще в 1649 г.
флорентийские академики, по предложению Космуса III, впервые улетучили
алмазы в большом "чирнгаузенском" зажигательном зеркале. Густав Розе
нашел, что алмаз, будучи сильно нагрет без доступа воздуха, переходит в
другую разновидность углерода - в графит. Алмаз встречается главным
образом во вторичных месторождениях с обломками или гальками различных
минералов и горных пород - в наносах, речных песках, а также и в
коренных месторождениях. Алмаз сопровождают различные другие драгоценные
камни, каковы: топаз, хризоберилл, турмалин, гранат, гиацинт, а также
самородное золото и платина. Прежде других стали известны месторождения
в Ост-Индии, на востоке Декканского плоскогорья; эти месторождения уже
очень сильно истощены. В 1727 были открыты богатейшие месторождения
Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке или Диамантины,
также у Ла-Хапады в провинции Бахии. В Бразилии алмаз встречается в
россыпях, но кроме того, в виде вкраплений в так называемом "каскальо" -
особом кварцевом конгломерате с железистым цементом, а также в другом
коренном месторождении в тонко-сланцеватом гибком слюдяном песчанике,
называемом "итаколумитом". В Индии в последнее время найдены у Мадраса
алмазы даже в граните. Кроме того, алмазы найдены в Австралии,
Калифорнии, Мексике, Северной Каролине и Георгии, на Борнео и Суматре и
на Урале у Крестовоздвиженских золотых промыслов (с 1829 г.). С 1867 г.
стали известны богатые месторождения Южной Африки - "Капские" алмазы. В
Трансваале (особ. Griqualand) и во многих местах до Лимпопо где
находятся алмазы весом до 288 карат; алмазы встречаются здесь в
россыпях, в конгломератах и брекгиях, состоящих из серпентина, а также
оливина, бронзита; коренной породой считают здесь богатую оливином
диабазовую породу. Наконец, есть несколько указаний на нахождение
алмазов в метеоритах. Общий вес всех алмазов, находящихся в обращении,
определяется прибл. в 100 центнеров; эту цифру, вероятно, следует
увеличить, если принять во внимание, что в одних африканских копях
добыто уже свыше 38 миллионов каратов (ок. 465 пудов).
В 1456 г. Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел
искусство шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти
исключительно в Амстердаме. Алмазы шлифуют, придавая им форму
бриллиантов (два тупых конуса, сложенных основаниями), причем часто
пользуются октаэдрической спайностью; число одинаковых фасеток 4 или
кратное 4-х; то их шлифуют в виде розы или розетки (плоское основание с
рядами треугольных пришлифованных плоскостей - преобладает число 6), то
придают им таблитчатую форму и т. д. Дороже всего ценятся бриллианты.
Самые большие, а потому и очень редкие бриллианты ценятся необычайно
дорого и считаются историческими достопримечательностями; таковы:
Великий Могул, Орлов, Регент, Флорентинский, Звезда Юга, Кохинур, Шах,
Санси, Полярная Звезда. Так называемый Орлов (1943/4 карата) украшает
вершину русского скипетра; он имеет форму богатой гранями розы и
происходить из Индии, где он служил глазом одной из статуй Брамы. Он
попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был похищен
французским гренадером и после многих странствовали был приобретен
графом Орловым для императрицы Екатерины II, в 1794 г. за сумму в 450000
рублей, ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту. Кохинур также
происходить из Индии, где и сейчас сокровища князей и храмов состоят
главным образом из алмазов и драгоценных камней; он принадлежал
Латорскому Радже, откуда в 1850 г. стал добычей английского войска, а
теперь находится у королевы Англии, Виктории; после шлифовки в
Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 1061/16 кар. Самый большой
из бразильских алмазов Звезда Юга весом первоначально 2471/2 кар., а
после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был
в 1702 году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в
голову, чтобы скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом,
которому он доверил свою тайну. Алмаз похищен этим последним и продан за
1000 фунтов стерлингов губернатору Питту, который в свою очередь продал
его за 33/4 миллиона франков герцогу Орлеанскому. Во времена республики
он был похищен вместе с остальными коронными алмазами, затем снова
найден и попал к Наполеону I украшением его шпаги. В битве при Ватерлоо
Регент попал в прусские коронные сокровища, где находится и по настоящее
время. Первоначально он весил 410 кар., теперь - 1363/4. Великий Могул
весит 279 кар.; величайший из существующих алмазов принадлежит
Маттанскому Радже на Борнео и весит 363 карата. Красивый Санси, весящий
лишь 531/2, карата, имеет грушевидную форму и самой чистой воды. Его
судьба в высшей степени интересна; происходя из Индии, он в Европе стал
достоянием Карла Смелого Бургундского, погибшего в битве при Нанси;
алмаз был здесь найден швейцарским солдатом и продан за гульден какому
то духовному лицу. В 1489 г. алмаз попал к португальскому королю Антону,
который, нуждаясь в деньгах, продал его за 100000 франков французу, от
которого он и попал к ЛеСанси. Когда Санси отправился посланником в
Солотурн, король Генрих III приказал ему послать, в виде залога алмаз.
Слуга, который вез алмаз, в дороге сделался жертвой нападения и был
убит, но успел проглотить алмаз; Санси велел вскрыть труп и нашел алмаз
в желудке слуги. Впоследствии алмаз Санси находился у короля английского
Якова II, у Людовика XIV, у Людовика XV. В 1835 г. он был куплен
обер-егермейстром князем Павлом Демидовым за 1/2 мил. рублей для
русского Императора. Флорентийский алмаз, иначе Великий Герцог
Тосканский, находится у австрийского императора; Карл Смелый Бургундский
потерял его в 1475 г. в битве при Грансот; он был найден швейцарцем и за
гульден продан какому-то духовному лицу, которое уступило его за три
франка в Берне. Впоследствии он попал к миланскому регенту Людовику
Сфорце, затем к папе Юлию II и, наконец, в Вену. Из цветочных алмазов
знаменит синий цвета сапфира алмаз Hope, находящийся у семейства Hope в
Амстердаме, и зеленый алмаз в зеленой галлерее (grunes Gewolbe), в
Дрездене. С тех пор как были открыты африканские копи, алмазы, весящие
после шлифования более 75 каратов, перестали быт редкостью. Виктория,
Грет-Уайт (Greatwhite) или Королевский алмаз происходит, как полагают,
из Южной Африки. В настоящее время это второй по величине бриллиант в
мире; первоначально камень весил 4571/2 каратов, вес после шлифования
180 каратов, стоимость около 1000000 руб. Наконец, 28 марта 1888 года в
южно-африканской копи Де-Беера был найден октаэдрический кристалл
алмаза, весящий 4281/2 каратов; цвет его не вполне белый, но с слабым
желтоватым оттенком, как почти все африканские (капские) алмазы Принимая
во внимание форму кристалла, полагают, что из него можно вышлифовать
бриллиант весом в 200 каратов, который был бы величайшим в мире.
Относительно оценки алмазов существует еще много разногласий; можно
однако же принять за среднюю стоимость одного карата (карат - единица
веса для драгоценных камней; величина его несколько изменчива и
колеблется в пределах от 197 - 206 миллиграмм, в среднем 41/2 доли
золотника) необделанного алмаза, годного для шлифования, - 10 - 25
рублей, а одного карата отшлифованного алмаза, - бриллианта - 80 - 135
рублей. Для определения ценности больших камней установлено такое
правило, что стоимость одного карата множат на квадрат числа каратов;
так, алмаз в 2 - 3 - 4 - 10 каратов стоит в 4 - 9 - 16 - 100 раз больше
алмаза того же достоинства весом в 1 карат За пределами 20 каратов
определяемая таким путем ценность становится однако же более или менее
воображаемой, не реальной, так как находится слишком мало покупателей
таких больших и дорогих камней.
Подделкой алмазов являются так называемые полубриллианты, у которых к
верхней настоящей половине приклеен мастикой в виде нижней части другой
камень. Слабо прокаленные сапфиры, гиацинты, топазы нередко выдаются за
алмазы; но два последних камня тяжелее алмаза, а топаз, кроме того, при
нагревании электризуется, чего не наблюдают у алмазов. Горный хрусталь и
подделки из страсса (свинцовое стекло с сильным светорассеянием и
большим показателем преломления) значительно легче алмаза, менее тверды
и блестящи. Лучшим отличительным признаком алмазов служит все-таки их
твердость; алмаз не чертится и не шлифуется ни наждаком, ни каким-либо
другим телом, кроме своего собственного порошка. Царапины, пятна, вообще
недостатки алмазов легко распознаются при погружении кристаллов в жидкий
сероуглерод, калиево масло, вообще жидкости, показатель преломления
которых очень близок к алмазу.
Алмаз, как известно, по составу представляет чистый углерод;
искусственное приготовление алмазов кажется как будто, вследствие этого,
довольно простым: стоит лишь перевести аморфный углерод, столь
распространенный в природе, в кристаллическую форму правильной системы.
Все попытки этого рода не привели однако же еще к практическим
результатам. Правда, Депретцу (Despretz) в Париже удалось в 1853 году,
действуя электрическим током на сахарный. уголь в безвоздушном
пространстве, получить в продуктах воронки мельчайшие октаэдрические
кристаллы со всеми признаками алмазов; но это были лишь микроскопические
кристаллики и их приготовление потребовало больше месяца работы.
Несколько лучших результатов, хотя тоже неприменимых на практике,
достиг, по-видимому, в последнее время Баллантин Ханней (Ballantyne
Hannay) в Глазгове.
Во времена Ренессанса алмазу делали оправы из золота и, как сообщает
в своем "Trattato" Бенвенуто Челлини, окружали его черной фольгой, чтобы
придать больше огня. Теперь оправы делают из серебра и притом ажурные,
так как алмаз сам по себе отличается чистейшей "водой" и игрой цветов,
золото же всегда придает ему легкий желтоватый оттенок, как бы он ни
казался незаметным. Современное ювелирное искусство впадает в ошибку
другого рода, группируя алмазы в виде цветов, букетов и т. п. невыгодные
комбинации; так напр., в розе один лепесток закрывает другой, а это уже
потому невыгодно, что лучи до известной степени уничтожаются и вместо
яркого огня получается лишь неровное, неопределенное мерцание.
Рационально и в художественном отношении верно располагать алмазы в
звездообразные или тому подобные фигуры, сообразуясь с естественною
природой алмаза, с характером его огненных лучей.
Алмаз шлифуется алмазным же порошком; для шлифования преимущественно
употребляется борт. Карбонат, показывающийся иногда кусками величиною с
кулак, служит для шлифования и бурения твердых горных пород (алмазный
бур). Многие интересные подробности читатели найдут в следующих
сочинениях: Клуге, "Edelsteinkunde"; Шрауф, "Edelsteinkunde"; Кинг,
"Natural history of precions stones"; M. Пыляев, "Драгоценные камни".
|