-
художественное обособление отвлеченных понятий
посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость,
раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д.
изображаются и представляются, как живые существа. Прилагаемые этим
живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и
следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях
обособлению, напр., обособление боя и войны обозначается посредством
военных орудий, времен года - посредством соответствующих им цветов,
плодов, или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки на
глазах, смерть - посредством клепсидры и косы. Очевидно, аллегории не
достает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в
которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают, и производятся
творческою фантазию, неразлучно, как будто сросшимися от природы. А.
колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно
придуманною его индивидуальною оболочкою и, вследствие этой
половинности, остается холодною. А., соответствуя богатому образами
способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока
видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их
богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. А. появляется
здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное
образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений.
Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии
и искусстве средних веков, с конца XIII-го столетия, в то время
брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического
мышления взаимно соприкасаются и, на сколько возможно, стараются
проникнуть друг в друга; так, - у большинства трубадуров, у Вольфрама
фон Эшенбах, у Данте. "Feuerdank", греческая поэма XVI столетия, в
которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить
примером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет особое применение в
животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в
существенно различных отношениях к А. Труднее всего ее избежать
современной скульптуре. Будучи всегда обречена на изображение личности,
она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что
греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного
образа жизни бога.