библиотека.
Это величайшее и знаменитейшее
книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II
Филадельфом. Уже при первом Птоломее - Сотере, афинянин Димитрий
Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего
процветания эта библиотека, хранителями которой были такие знаменитые
ученье как Зенодот, Каллимах, Эратостен, Аполлоний Родосский, Аристофан
Византийский, Аристарх и др., заключала 490 т., а по одному известию, со
всеми дублетами, - даже 700 т. Большая часть этой библиотеки, обнимавшая
всю римскую, греческую, индийскую и египетскую литературы, помещалась в
здании, примыкавшем к королевскому дворцу, в квартале Брухийском. Она
сгорела во время ожесточенной борьбы между Юлием Цезарем и египтянами, в
48 и 47 г. до Р. Х., но была восстановлена впоследствии, когда Марк
Антонии подарил царице Клеопатре пергамскую библиотеку. Другая, меньшая
библиотека, собранная при Птоломее II, помещалась в Серапионе, в кварт.
Ракотис. Она заключала 42800 т. специально учебных книг, в том числе
много дублетов сочинений, находившихся в большой библиотеке и
сохранилась до Феодосия Великого, в царствование которого толпа
фанатиков христиан, возмущенных продолжающимся служением Серапису, под
предводительством патриарха Феофила, напала на Серапион и разгромила его
(341). При этом случае, а не при взятии Александрии арабами, при Омаре,
погибла знаменитая сокровищница знаний. Ср. Пети-Радедь, "Recherches sur
les bibliotheques anciennes et modernes" (Пар., 1819); Ричль, "Die
Alexandrinischen Bibliotheken" (Берл., 1838); Венигер, "Das
alexandrinische Museum" (Берл., 1875).
Александрийские стихи - шестистопные ямбические стихи, которые, как
отличительный признак, имеют после 3-ей стопы цезуру и рифмуются
обыкновенно попарно - 2 мужские и 2 женские приемы:
Так Анджело на всех навел невольно дрожь.
Роптали вообще, смеялась молодежь, И в шутках строгого вельможи не
щадила, Меж тем, как ветрено над бездною скользила.
Этот размер получил свое название от одной старофранц. (1180)
обработки сказания об Александре В. в котором он впервые ярко выразился.
Ронсар назвал его "героическим" и с тех пор он стал употребляться
французами преимущественно в эпосе и драме, и вообще считался
принадлежностью высших родов поэзии. Он был особенно уместен во
французск. поэзии потому, что с одной стороны особенно ярко выделяет
антитезы, с другой - потому, что неритмичность франц. яз. маскирует
отчасти однообразие и монотонность стиха. В немецкую литературу А. был
введен Мелиссусом, Векерлином и Мартином Опицом и благодаря влиянию
Корнеля, Расина и Мольера утвердился также в нем. драматургии, хотя
совершенно не соответствует духу нем. яз. и менее всего подходит к
драме. В новейшее время Рюкерт, Фрейлиграт и Гейбель в отдельных
эпических стихотворениях (первый в своем "Рустеме и Зрабе") сделали
попытку вернуться к А., причем им удалось введением нескольких цезур, а
также анапестов и спондеев, придать монотонному размеру больше
разнообразия и движения. Особенной известностью пользуется стих.
Фрейлиграта "Der Alexandriner" Против правила франц. версификации,
требующего, чтобы каждый стих по своему содержанию допускал остановку на
конце, франц. поэты XIX в. восстали и начали пользоваться тем, что они
назвали "еnjambement" т. е. такой переход одного стиха в другой, при
котором остановка на приеме не составляет необходимости.
|