-
государственная деятельность по управлению
государством, отличающаяся, и по задачам и по средствам, от деятельности
законодательной и судебной, но в некоторых областях вступающая в самые
близкие отношения и к законодательству и к суду. Значительно различаясь
по объему и методам в различных государствах, в прямой зависимости от
различия государственного устройства, администрация везде имеет
одинаковые задачи и цели: не только исполнять существующие законы, но и
распоряжаться для наилучшего и наивыгоднейшего для страны их исполнения.
Не касаясь по существу судебной деятельности, поддерживаемая судом для
обеспечения исполнения всеми предоставленной ей законом власти и
направляемая судом для устранения произвола, администрация по некоторым
областям и вопросам получает судебную компетенцию. Существенное различие
администрации, как по количеству административных органов, так и по
объему вверяемых каждому из них дел и степени власти, зависит от склада
государственного управления, от способа сочетания двух систем управления
- централизации и исторической системы. Две системы управления,
централизация (взлелеянная Францией), при которой правительство все дело
управления берет на себя, давая все распоряжения из центра и поставляя
повсюду подчиненных центру своих административных органов, и система
историческая (широко развернувшаяся в Англии), при которой главнейшая
часть местной администрации вверяется местному самоуправлению, - нигде
не осуществляется в полном и цельном виде, но представляет в каждом из
европейских государств то или другое сочетание. Способы сочетания этих
двух систем чрезвычайно разнообразны и подвергаются изменениям, как в
общем и цельном направлении, так и в отдельных областях и ветвях
управления. Степень удачи такого сочетания соответствует и степени
добротности администрации. Но кроме этого условия, способа сочетания
систем централизации и исторической - местного самоуправления,
администрация находится в прямой зависимости от следующих условий: 1) от
степени точности постановления в законах распределения функций между
различными ветвями государственного управления и очерчения компетенции
каждого органа управления; 2) от порядка возбуждения ответственности
административных органов, и 3) от количества подготовленных в стране
лиц, на которых правительство и общины могут возложить отправления
административных обязанностей, и следовательно, от количества и
достоинства обращающихся в обществе политических и юридических знаний.
|