и Ева -
прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски -
человек, Ева - Haviva - земля, как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой
книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит,
что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию
(1, 26 - 30). Второе, что Бог создал сперва одного человека (по евр. -
aclam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где
находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и
зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2 - 3).
Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых
людей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию А.
покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на
Голгофе.
С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты
у Персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и
вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Нот,
плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман, в образе змия,
является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной
души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коране
сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы
признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где
поселился А. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых
людей и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся А. и
послал архангела Гаврила научить его заповедям Божьим, на том самом
месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. А. свято исполнял
заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А.
похоронен на г. Абукаи, около Мекки. Позднейшие сказания иудеев и
мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum, Франкф., 1700
г.) и Гербелотом ("Bibliotheque orientale"). В новой священной истории,
как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. является
виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второй
А., виновник жизни и бессмертия. В толковательной системе христианских
гностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первым
безгрешным существом в Мире духов. В средние века А. и Е. часто
изображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на серебряных
и цинковых купелях XIV и XV стол., в преддвериях готических церквей;
фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа
познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой с
ребенком, а А. - за плугом. В средние века история первых людей служила
темой для мистерий, напр. во Франции. К древней христианской литературе
относятся так называемые Адамовы книги, из них наиболее известны
эфиопские (по нем. Дильман, Гёттинг., 1853 г.). Здесь фантастично
обрисована жизнь первых людей, с примесью догматических взглядов на
первобытное состояние, на грехопадение и искупление, на котором
построена дальнейшая история людей, до смерти Ноя; потом уже идет в
хронологическом порядке до Р. Хр.
Как евреи, так и персы, можно полагать, заимствовали свои предания о
первых людях из древних ассирийско-вавилонских источников, так как
тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях:
составленных за 2000 лет до Р. Х., т.о. задолго до Моисея и Зороастра, и
открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии. На одной плитке
из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца,
хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная
надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и
гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь очевидно речь идет о
сотворении первого человека и ассирийское предание таким образом
согласуется с приведенною нами первою редакцией библейского сказания.
Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием
находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских
источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так один
барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает
мужчину и женщину сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам.
Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также
покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый
барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй -
изгнание из рая и охранение его херувимами. См. Дж.
Смит "The Chaldean
Account of Genesis" etc. в немецком
переводе Chaldaische Genesis
(Лейпциг, 1876).