(греч.) - в
общепринятом в старину смысле означают
рукописи, написанные их автором собственноручно. Как подлинники или
оригиналы, в отличие от копий, они имеют для филолога и занимающихся
дипломатикою значение достоверного документа, поэтому А. известных
ученых, писателей и поэтов составляют истинную драгоценность библиотек.
С половины XVIII ст. слово А. употребляется несколько в ином смысле,
означая рукописи, писанные лицами, прославившимися в истории, известными
учеными, художниками и т. п., причем вопрос о содержании рукописи
отступает на второй план, а главное значение придается подлинности
рукописи. Собиранием А. замечательных людей занимались уже в древности,
но в особенную моду оно вошло во Франции в конце XVI ст.; первое большое
собрание А. принадлежало ст. секретарю Генриха IV, Ломени-де-Бриенну
(умер в 1638), подобные же коллекции имели историки Петр и Яков Дюпюи,
Кольбер и др. Они заключали в себе исторические документы, мемуары,
донесения посланников, письма известных лиц и собирались преимущественно
с научной целью. представляя драгоценный исторический материал, они были
приобретены по большей части Парижской публичной библиотекой, которая
обладает самым богатым собранием автографов. Из Франции любовь к
собиранию А. перешла в Англию, оттуда во второй половине XVIII века в
Германию и Россию, причем преобладавший прежде чисто научный интерес
уступил место интересу психологическому, связанному с рукописью всякой
выдающейся личности.
С развитием любви к собиранию А. они сделались предметом торговли;
первый аукцион собрания А. (принадлежавших Ришелье) произведен в Париже
в 1801 г. С 1820 г. подобного рода аукционы быстро следовали один за
другим. В Германии первый аукцион А. состоялся в Вене в 1838 г. Первый
каталог автографов вышел в Пар. в 1822 г. Стоимость А. обусловливается
степенью важности писавшего лица, редкостью оставшихся после него
рукописей, равно содержанием и величиной рукописи и может быть весьма
различна для А. одного и того же лица. Большой спрос на А. вызывали
частые подделки подписи, как свидетельствует между прочим процесс
архитектора Герстенберга (1856), подделавшего множество А. Шиллера. Для
сравнения и удостоверения подлинности А. служит факсимиле под портретами
и биографиями и отдельные собрания А. Таковы изд. Смита в Англии (1829),
Натана в Голландии (1837), Дельпеша во Франции (1832) и общие А. в
издании Дорова (Берл. 1836 - 38) и "Isographie des bommes celebres" (4
т., Пар., 1843) заключающая более 700 факсимиле. В Париже издается с
1662 года журнал "L'amateur d'autographes". Для справок служит также
"Manuel de l'amateur d'autographes" Фонтана (Пар., 1836) и "Handbuch fur
Autographensammler" Гюнтера и Шульца (Лейпциг, 1856); в последнем
указаны также цены, которые платились за наиболее известные А. на
аукционах в Германии, Франции и Англии.
|