, собств.
Ибн-Рошд (Абуль-Валид Мохаммед Ибн Ахмет Ибн
Мохаммед Ибн Рошд), - самый знаменитый арабский философ, родился в 1126
(520 Геджры) в Кордове, в Испании, где отец его занимал должность
главного судьи и муфтия. Он обучался у знаменитейших ученых своего века
и был в самых дружеских отношениях с теософом Ибн-эль-Араби и известными
учеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор (Avenzoar). Благодаря своим
талантам и познаниям, достиг при альмогадийском султане Юссуфе (1163 -
84) высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севилье
или Кордове. И при его наследнике, Альманзуре-Биллях, А. находился
вначале в большой милости, но затем был завистниками своими обвинен в
несоблюдении учения Корана, и попав поэтому у Альманзура в немилость,
был смещен с должностей и жил в изгнании в Елизене или Люцене близ
Кордовы. Через несколько дет, когда сам султан стал заниматься и
интересоваться философией, А. был опять призван ко двору в Марокко и
осыпан доказательствами благосклонности; но вскоре после этого он умер
12 дек. 1198 г. в Марокко. А. перевел (с сирийского) и объяснил
сочинения Аристотеля с глубоким знанием дела. Но нельзя не заметить в
его работах, как и у большинства арабских философов, влияния
александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония,
Фемистия и др. Против арабских ортодоксов, особенно Альгацали, он
выступал всегда как рационалистический защитник философии. Большинство
его произведений (Венец., 1489) осталось только в латинском переводе.
Его комментарии Аристотеля появились на латинском языке в общем издании
произведений Аристотеля (11 т., Венец., 1560). Он написал также нечто
вроде медицинской системы, которое под названием "Colliget" (искаженное
арабское "Куллийят" т.е. общее, система) было переведено на латинский
яз. и несколько раз перепечатывалось (Венец., 1482 и 1514). Многие его
произведения переведены в на еврейский язык. В христианской церкви
философия А. получила должное значение уже в XIII столетии, хотя его
пантеистическое учение о единстве действия Мирового принципа,
схоластиками было отвергнуто как заблуждение, так же, как и астрология,
названная аверроизмом. Кроме того А. заслужил себе известность и как
астроном, своими наблюдениями над солнечными пятнами. Ср. Ренан "A. et
l'Averroisme" (Пар., 1852; 2 изд., 1861); Г. Риттер "Geschichte der
Philosophic" (2 изд., 8 т., Гамб., 1845); Лазинио "Studii sopra Averroe"
(Флор., 1875). Самую существенную услугу в деле ознакомления с
философскими сочинениями А. оказал М. и. Мюллер, который предпринял
издание арабских текстов "Философии и теологии А." (Мюнх., 1859),
прекрасный перевод которых был после смерти Мюллера издан Баварской
Академией (Мюнх., 1875).
|