(Аврелий) - один
из знаменитейших и влиятельнейших отцов
христ. церкви, род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб. 354 г. Первоначальным
своим образованием он обязан своей матери - христианке Монике, умной,
благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако,
парализовалось отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым
светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических
авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего
пробудилась в нем лишь после чтения "Horlensius" Цицерона. Он набросился
на философию, примкнул к секте Манихеев, которой оставался верным около
10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние и
лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей
ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его
уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы
выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря
тамошнему епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это
обстоятельство, в связи с чтением посланий ап. Павла, произвело
радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию катол.
церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. А.
вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он
возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и
почти совершенно раздав его бедным. некоторое время провел в строгом
уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с
саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был
посвящен в епископы в Гиппоне.
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского
учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух
и направлено не только Африканской, но и всей Западной церкви. Его
полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и
др. еретических сект, наглядно доказывают степень его значения.
Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость
фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые
имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения
в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка учения о
св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной
благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно,
способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное
положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его
заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих
монастырей, впрочем, скоро разрушенных Вандалами. Он умер 28 aвг. 430
г., во время первой осады последними Гиппона.
Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти
их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки
Сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем Лонгобардов и погребены в Павии
в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в
Алжир и сохраняются там подле памятника А., воздвигнутого ему на
развалинах Гиппона франц. епископами.
Сочинения Августина, автобиографического, полемического и
гомилетикоэкзегетического содержания, изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689
- 1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700 - 3) и в последнее время
Бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835 - 40). Замечательнейшие из этих соч.:
"De civitate Dei libri XXII" изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880 - 51) и
Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2
т., Вена, 1826) и "Confessiones" автобиография его, изд. Неандера
(Берл., 1823) Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд.,
Гютерсло, 1876), в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер, 1859),
Зильберга (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того,
заслуживают упоминания его "Meaitationes" и "Soliloduia" (изд.
Вестгофом, Мюнстер, 1854) и "Enchiridion" или "Manuale" (изд.
Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его "Избранных сочинений" выходит в
Bibliothek der Kirchenvater" (т. 1 - 8, Кемпт., 1869). Недавно в
библиотеке Грейфевальда были найдены два до сих пор еще неизданных
небольших сочинения A. ("Tractatus de persecutione malorum in bonos
viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus". По-русски
существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4
томах. Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском Чтении" и
"Воскресном Чтении".
Литература: Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
Биндеман, "Der heilige А." (Берл., 1844); Пужула, "Vie de St. Augustin"
(2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т.,
Шафг., 1847);
Дорнор, "Aug., sein theol. System und seine
religionspbilos. Anscbauung"
(Берл., 1873).