Петрович, протопоп
г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучитель
XVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно
начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно
рано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгий
к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление
от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от
возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично
известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном
исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.
подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и его
справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною
возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей
старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись
противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали
увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял
при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",
доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все
лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,
которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое
значение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы
возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;
сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однако
убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей
церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не
"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.
Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить
4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,
партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленным
богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил
низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.
сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая свою
фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по
всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и
посланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.
А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на
соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в
Успенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафему
архиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,
расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе
и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за
А. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.
Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудове
м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.
А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не
вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп
симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и воде
в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,
рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю
Федору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал
патриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. они
были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеют
иконы его. В сфере раскола А. действовал не только примером
непреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихся
расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе и
автобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах для
истории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся к
отрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римской
блудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал три
сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод
говорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,
так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.
|