- архиепископ
александрийский, энергично отстаивавший, во
время споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, и
названный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. от
родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование,
и в молодых ещё летах обрёк себя строгому аскетизму; в 319 г. он был
посвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и красноречием
на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и
после смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником в
епископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан,
А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осуждён на изгнание
в Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановить
ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. После
смерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но его
энергичная борьба против ариан, возбудила их вражду в такой степени, что
весною 340 г. императорский наместник, с помощью вооружённой силы
поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал в
Рим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на
Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение
его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский
Констанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своего
Констанция разрешение вернуться в Александрию после смерти Григория, в
октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом,
доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться от
духовной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, а
когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где
А. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был
бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству
своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана
Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания и А. мог
вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная
деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила
неудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось в
четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню.
После падения Юлиана, А. возвратился в Александрию в феврале 364 г. но в
царствование императора Валента был вынужден ещё раз оставить город с
октября 365 по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до
самой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своего
епископства, А. провел в изгнании около 20 лет. О его характере ещё при
его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой
смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо
боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом
за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело
существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой
упрекали его враги, они в свою очередь жестоко отплачивали ему всякий
раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он
соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, не смотря на свою
мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил своё
учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях
догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к
православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он
далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного
убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью
изложения. Его "История ариан для монахов" написана в строго
православном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбы
религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в
области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3
тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca
patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей
"Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главные
догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют
сохранившиеся на сирийском языке: "Описания праздников", составленные
Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср.
Мёлер, "Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit" (2 тома,
Майнц, 1827); Бёрингер, "Kirchengeschichte in Biographien" (т. I, Цюр.,
1843); его же, "Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der
Orthodoxie and Heterodoxie" (Штутгардт, 1874).