Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Вяземский

(князь Петр Андреевич) - поэт  и  критик,  родился  в  1792
году, детство провел в Остафьеве,  родовом  подмосковном  имении  князей
Вяземских, где  шло  и  домашнее  его  воспитание;  затем  отдан  был  в
иезуитский пансион в Петербурге и, наконец, в  Москве,  слушал  на  дому
лекции профессоров московского университета.  В  1812  году  поступил  в
московское ополчение, состоял при Милорадовиче; в сражении при  Бородине
под ним были убиты две лошади. В последние годы царствования  императора
Александра I князь В. исполнял  важные  дипломатические  поручения:  при
императоре Николае Павловиче, на службе по министерству финансов, достиг
поста директора государственного заемного банка, а с 1855  по  1858  год
был товарищем министра народного просвещения, в ведомстве которого  было
в то время и главное управление по делам печати. Остальную  часть  своей
жизни В. провел преимущественно за границей и умер в Баден-Бадене в 1878
г.
   Воспитанный  на  литературе  французского  классицизма,  кн.  П.   А.
Вяземский начал свою деятельность, как поэт, в 1808 г.,  напечатанным  в
"Вестнике Европы" "Посланием в деревню", написанным в горацианском духе.
Сатирико-дидактический тон  сделался  навсегда  основной  чертой  поэзии
князя В., который не отличался ни  особой  глубиной  миросозерцания,  ни
оригинальностью творческих образов. В лучших  своих  стихотворениях  (В.
писал басни, притчи, апологии, эпиграммы, сатиры) он  дает  нам  критику
нравов,  которая,  в  свое  время,  увлекала  своей  бойкостью,   смелой
язвительностью, и меткостью. Особой известностью в пору своего появления
пользовались такие стихотворения кн. Вяземского, как сатира "Да, как  бы
не так" (1822), на тему противоречий между тем,  что  на  первый  взгляд
представляет действительность, и тем, что оказывается при более  близком
соприкосновении с каждым явлением жизни; "Семь пятниц на неделе" (1826),
где говорится о неустойчивости общественных понятий и взглядов "Станция"
(1828),  сравнивающая  русские  и  польские  дороги   и   известная   по
изображению характерного  типа  "почтовой  станции  диктатора";  "Памяти
живописца Орловского" (1838), где изображается поэзия  езды  на  тройке:
"Старое поколение" (1841), написанное в несколько элегическом  тоне,  на
тему разрыва между старым  и  молодым  поколениями  (начинается  стихом:
"Смерть жатву жизни косит"); ему же принадлежит ходившее долгое время  в
рукописи стихотворение "Русский Бог" ("Бог ухабов, Бог метелей и  т.д.";
писано в 1827 г.). Особенное значение  имел  кн.  Вяземский  в  1820-тых
годах, как образованный  и  одаренный  художественным  вкусом  критик  и
передовой журналист, друг Пушкина и  ревностный  сотрудник  "Московского
Телеграфа".  Капитальный  вклад   в   русскую   критическую   литературу
составляет его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 г. и представляющая  и
поныне лучшую оценку  сочинений  Фонвизина  и  его  эпохи.  В  блестящем
исполнении этой работы сказался серьезный  взгляд  автора  на  задачи  и
условия критической деятельности. "Можно", говорит он, "родиться поэтом,
оратором: но  родиться  критиком  нельзя.  Поэзия,  красноречие  -  дары
природы; критика - наука; ее следует изучать. И  у  диких  народов  есть
своя песня и свое красноречие, но  критических  исследований  у  них  не
найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще  вкус.
Это  свойство  и  врожденное,  родовое,   и   благоприобретенное;   вкус
изощряется,  совершенствуется  учением,  сравнением,  опытностью"  (Соч.
VIII, 164). Критик такого же направления сказывается в кн. В., когда  он
говорит о "Ревизор" и других сочинениях Гоголя. Не лишены также значения
его заметки  о  Козлове,  Пушкине,  Батюшкове  и  других  писателях  его
времени. Принадлежа по воспитанию и  образованию  к  эпохе  Карамзина  и
Жуковского и созрев в недрах пушкинского художественного направления, он
уже и остался  верен  этому  последнему  до  новейших  времен.  В  конце
пятидесятых годов он не одобрял, с точки зрения  эстетической,  реальное
направление натуральной школы, не признавал ее  общественного  значения,
защищая, в то же время, право голоса за  литературой  вообще.  В  то  же
время кн. В. выступил в роди писателя-патриота, защищавшего Россию перед
Европой, и  в  1865  году  издал  на  французском  языке  большую  книгу
публицистических этюдов, под заглавием: "Lettres d'un veteran  russe  de
l'annee 1812 sur la question d'Orient,  publiees  par  P. 
d'Ostafievo".
Полное собрание сочинений П. А. Вяземского, предпринятое  графом  С.  Д.
Шереметевым, женатом на внучке покойного, при участии академиков  Я.  К.

 
Грота, А. Ф. Бычкова и М. И.  Сухомлинова,  начато  в  1878  году,  и  в
настоящее время мы имеем 11 томов этого роскошного издания.  О  значении
литературной  деятельности  князя  В.  см.  ст.  Я.  К.  Грота,  М.   И.
Сухомлинова ("Сборник 2-го отделения  академии  наук",  т.  XX),  В.  Д.
Спасовича ("Русская Мысль", январь 1890  г.)  и  И.  Порфирьева,  в  его
"Истории русской словесности", ч. II, отд. 3.
   Е. Г.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz