Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Вольфрам

или тунгетен, W = 1841 - металлический элемент,  открытый  в
1781 г. Шееле в минерале тунгетен, который переименован затем в  шеелит.
Два  испанских  химика,  братья  д'Эльгуайрт  (d'Elhujart),  в  1788  г.
получили металлической В. из минерала,  носящего  название  волчеца  или
также вольфрама, восстановляя углем  вольфрамовый  ангидрид,  причем  В.
получается  с  содержанием  углерода.  Чистый  металл   получается   при
восстановлении ангидрида  водородом  (Берцелиус)  при  накаливании;  его
можно получать также, пропуская пары  WCI6  над  металлическим  натрием.
Свойства  металлического  вольфрама  сильно  видоизменяются,  смотря  по
способу получения. Восстановленный  водородом  из  WO3  он  представляет
аморфный  порошок  стального  серого  цвета;  плавится   очень   трудно:
сплавленный в вольтовой дуге, он обладает  блеском  стали  и  твердостью
большею, чем твердость рубина; удельный вес  его  19,  129  относительно
воды при 4ш; атомная теплоемкость около 6, как и для  других  элементов.
В. не  изменяется  на  воздухе  при  обыкновенной  температуре,  но  при
накаливании, в виде порошка, загорается и превращается в ангидрид WO3  ;
медленно  соединяется  с  расплавленной  серой,  без  воспламенения;   с
галоидами соединяется при нагревании. При обыкновенной температуре водой
не изменяется, при накаливании в парах ее быстро  превращается  в  смесь
окислов. Действию кислот подвергается весьма слабо  или  даже  вовсе  не
подвергается;  с  концентрированным  раствором  едких  щелочей  выделяет
водород, образуя соли вольфрамовой кислоты. С металлами образует  сплавы
неопределенного состава, сообщая им  большую  твердость;  сплав  железа,
например, даже с малым количеством вольфрама очень тверд, обладает видом
белого чугуна.
   По атомному весу, W = 184, и по формам соединений В. принадлежит к VI
группе периодической системы и к той ее подгруппе, в  которой  находятся
хром, молибден и уран; по  всем  своим  свойствам  он  занимает  среднее
положение  между  молибденом  и  ураном.  Соединения  его  относятся   к
следующим типам: RX6 - кислородное WO3, сернистое WS3, хлористое WCI6  ;
низший тип RX4 также имеет своих представителей; кроме того,  существуют
слабо выраженные типы RX2 и RX7 , а также известны вещества, относящиеся
одновременно к двум первым типам. Наиболее важные соединения принадлежат
к  первому  типу.  Окисел   WO3   является   кислотным,   образуя   соли
преимущественно двух родов, отвечающие вольфрамовой кислоте H2O. WO3 или
H2WO4  и  метавольфрамовой  Н2O.  4WO3.  Вольфрамовая  кислота  способна
соединяться  с  другими  кислотами  -  борной,  кремниевой,   фосфорной,
мышьяковой, ванадиевой,  платиновой  (PtO2,  аналогично  SiO2),  образуя
сложные  "комплексные"  кислоты,  способные  образовывать  металлические
соли, вполне определенные и хорошо  кристаллизующиеся;  эта  способность
вольфрама имеет место и  для  молибдена.  Комплексные  кислоты  обладают
важным свойством давать нерастворимые в воде и разведенных кислотах соли
с алкалоидами: фосфорно-вольфрамовая кислота, например,  дает  осадок  с
раствором,  содержащим  0,00001  ч.  хинина   или   0,00002   стрихнина.
Способность соединяться с кислотами  находится,  очевидно,  в  связи  со
способностью вольфрамовой кислоты полимеризоваться; она обладает большим
частичным весом, что принималось раньше вследствие ее коллоидных свойств
(Грагам)  в  что  недавно  подтверждено  криокопическими  исследованиями
(Сабанеев).  Соединения  вольфрама  с  галоидами   летучи   и   обладают
хлорангидридным характером, т. е. они разлагаются очень легко водой  при
замене галоида водным остатком или кислородом.
   Вольфрамовые руды встречаются в Богемии, Саксонии, Англии, Америке, а
также на Урале. Шеелит - по составу вольфрамово-кислый кальций  CaWO4  ;
волчец, или вольфрам представляет изоморфную смесь закисных солей железа
и марганца (Fe, Mn) WO4. Из последнего минерала и получают вольфрам; для
этого сначала хорошо измельченный минерал прокаливают с поваренной солью
и известью (20 - 30 ч. и 3  ч.  на  100  ч.),  затем  извлекают  соляной
кислотой   при   кипячении;   в   остатке   получается    лимонно-желтый
кристаллический  порошок  вольфрамового  ангидрида;  для  очищения   его
переводят   в   натриевую,   а   затем    аммониевую    соли,    которые
перекристаллизовывают; прокаливая аммонийную  соль,  получают  ангидрид,
который восстановляют водородом.
   С. С. Колотов.
   Вольфрам  фон  Эшенбах  (Wolfram   von   Eschenbach)   -   знаменитый
минезингер,  замечательный  по  глубине   мысли   и   широте   понимания
затрагиваемых его творчеством явлений.  В.  ф.  Э.  является  собственно
единственным из немецких средневековых эпиков, в  основу  поэм  которого
положена синтетическая философская идея, что в известной мере и сближает
его  с  великим  Данте.  Но  в  то  время  как  последний   был   полным
представителем современной ему образованности, Вольфрам фон  Эшенбах  не

 
только не умел писать, но даже и читать.  Тем  поразительнее,  мощь  его
умственных сил, которая одна и помогла ему вполне  овладеть  чрезвычайно
сложной, заимствованной из чуждой литературы, фабулой. -  Биографические
сведения о нем скудны и не отличаются безусловной точностью.  В.  ф.  Э.
происходил из  небогатого  баварского  рыцарского  рода  фон  Эшенбахов.
Родовым их владением, по-видимому, был находившийся недалеко от  Ансбаха
незначительный замок  Вильденберг.  Но  В.,  не  будучи  старшим  сыном,
вынужден  был,  в   качестве   странствующего   рыцаряминезингера,   сам
устраивать свою судьбу. Из его произведений можно видеть, что он побывал
в  разных  местах  Германии,  пока  не  нашел  себе  более   постоянного
пристанища при дворе  знаменитого  покровителя  певцов  и  художников  -
тюбингенского ландграфа Германа, приблизительно с 1200  г.  и  до  самой
смерти последнего (1215)
   - период,  когда  там  проживал  некоторое  время  и  Вальтер  ф.  д.
Фогельвейде. В.  продолжал  оставаться  при  тюбингенском  дворе  и  при
преемнике Германа, Людвиге Святом, на крайнюю бережливость  которого  он
не без укоризны намекает в своих  произведениях.  Вероятно,  уже  в  это
время В. женился и, в счастливом браке, имел нескольких детей.  Умер  В.
ф. Э., по всей вероятности, в. 1220 г. или  вскоре,  и  был  погребен  в
Эшенбахе, где еще в XVII веке можно было видеть, в одной из церквей, его
надгробный  камень,  украшенный  фамильным  гербом.  -   Будучи   вполне
безграмотным. В., естественно, не обладал школьно-научным  образованием;
но, принадлежа к придворному рыцарству, он усвоил соответственный  лоск,
так  что  даже  понимал  по-французски,  хотя  сам  же   в   "Парцифале"
подсмеивается над своим далеко  несовершенным  знанием  этого  языка.  С
другой стороны, при своем выдающемся уме В.  мог  приобрести  многое  из
относящегося к сфере тогдашнего знания от образованных людей, с которыми
он имел немало  случаев  сближаться,  живя  при  блестящем  тюбингенском
дворе. Первым по времени поэтическим произведением  В.  был  написанный,
вероятно, между 1198 и 1210  г.  "Парцифаль",  составляющий  капитальное
создание гения Вольфрама, как по своей обширности (около 25000  стихов),
так и по глубине содержания. В этой грандиозной поэме В., по собственным
словам  его,  воспроизвел  "Li  conte  del  Graal"  -  роман  в   стихах
французского трувера  Кретьена  de  Troyes,  а  также,  заслужившую  его
предпочтение, поэму на тот же сюжет некоего Guyot (у В. "Kiot", согласно
с немецким выговором), но, к сожалению, не сохранившуюся или, по крайней
мере, доселе  не  отысканную.  Судя  по  некоторым  собственным  именам,
заимствованным В., по-видимому, из  нее,  поэма  Гюо  была  написана  на
каком-либо диалекте пораженных между Провансом и собственно французскими
провинциями земель. Но  оставаясь  верным  своим  образцам  относительно
самого содержания поэмы, В. внес в нее и личный свой элемент,  благодаря
которому его "Парцифаль" приобрел значение глубоко самобытного  создания
поэзии. Найдя в своих источниках почти лишенную плана  вереницу  имен  и
приключений, В. не только вполне  овладевает  данным  материалом,  во  в
основу всего кладет столь же мощную, как в саге о Фаусте, мысль, которая
охватывает собой ход развития всех выдающихся  личностей  и  даже  всего
человечества: мысль  о  том  неизбежно  наступающем,  рано  или  поздно,
разладе с  самим  собой  и  с  миром,  и  о  связанной  с  этим  борьбе,
увенчивающейся либо нет, смотря по обстоятельствам, самопримирением того
или другого рода. Исходной точкой этого разлада  бывает  "сомнение",  и,
как ни странно звучит для нас это слово в устах средневекового поэта, В.
уже в вступительных строфах своей  поэмы  определенно  высказывает,  что
Zwivel (Zweifel - сомнение) обусловило все  перипетии  деятельности  его
героя, и в то же время развивает целую теорию того, что "сомнение",  как
бы далеко оно ни заходило, не погубит вполне человека, если в  душе  его
сохранилось хоть одно доброе начало, которое и остается для него залогом

 
примирения с Богом, людьми и самим собою. Таким образом  в  произведении
В. мы имеем, вместо обычного образчика эпики  труверов,  характеризуемой
чисто внешней передачей событий и поступков, почти без всякой попытки со
стороны авторов представить и внутренние мотивы для  этих  последних,  -
первый и весьма крупный пример психологической поэмы, и при  том  поэмы,
блещущей поразительным умением обрисовывать каждую личность (а их в  ней
целая масса) меткими характеристичными чертами. В придачу поэма богата и
тонким поэтическим чувством, и пониманием красот природы, соединенным  с
образностью языка, и неподдельным, нередко глубоким юмором. К сожалению,
"Парцифалю"  В.  не  достает  той   высшей   художественности,   которая
обусловливается равномерностью частей и  безукоризненностью  поэтической
формы. - В первом отношении В. повредило то, что он в развитии фабулы не
сумел освободиться от своих образцов, страдающих страстью  к  безмерному
нагромождению часто донельзя однообразных происшествий, а  во  втором  -
несовершенство  поэтического  языка  тогдашней   Германии   и   излишняя
субъективность самого  автора,  заставлявшая  его  часто  выражать  свои
личные взгляды и чувства среди эпического рассказа, что невольно вело  к
запутанности и темноте и без того еще не выработанной литературной речи.
Содержание знаменитой поэмы В. в основных чертах  следующее:  Парцифаль,
отправясь  юным  простецом   добывать   себе   рыцарскую   славу   и   с
жизнерадостной непосредственностью воспринимающей  все  переживаемые  им
впечатления, быстро достигает своей цели, так как  за  его  удивительные
подвиги за ним готовы признать первенство даже при дворе  самого  короля
Артура, в  среде  рыцарей  Круглого  стола;  но  как  раз  тут  на  него
обрушивается нежданно негаданно ужасный позор, постигающий  его,  однако
же, как он убежден, совсем незаслуженно.  И  вот  Парцифаль,  охваченный
сомнением в справедливости и благости Бога, в которого он хранил  детски
наивную, внушенную ему матерью веру, отступается от Него на целые  годы,
в течение которых бесполезно  продолжает  свои  странствия,  совершая  с
прежней  доблестью  свои  подвиги,  но  ни  на  шаг  не  приближаясь   к
предназначенной ему цели - к св. Граалю,  чем  единственно,  между  тем,
обусловлено смытие покрывающего  его  позора.  Но  к  счастью  для  себя
Парцифаль хранит в душе чистое чувство любви к  оставленным  им  жене  и
детям и тоски по покинутой им матери, не говоря  уже  о  неизменной  его
безупречности в качестве рыцаря. И как только  св.  отшельник  просветил
его относительно истинной природы Бога, Парцифаль в глубине души  сознал
всю меру своего отступничества и понял, что без примирения с Богом он не
очистится от гнетущего его позора, не достигнет Грааля и не увидит своих
близких. Ставь опять самим собою, но уже более чистым  и  просветленным,
Парцифаль  вскоре  делается  королем  св.   Грааля,   -   самоискупление
совершилось,  и  поэма  разрешается  гармоническим   аккордом,   подобно
"Божественной комедии" и "Фаусту". Таким образом в поэме В., как.  ни  в
одной из средневековых эпопей, в лице Парцифаля тип  рыцаря  тех  времен
является  идеализированным,  одухотворенным  общечеловеческой  идеей  на
основе христианского мировоззрения, и один  исследователь  весьма  метко
охарактеризовал поэму, назвав ее "Песнь песней  рыцарства".  Впечатление
поэмы В. на  современников  было  необыкновенно  сильно  ("никогда  уста
мирянина не выражались  прекраснее",  говорит  один  из  них  о  В.),  и
влияние, оказанное ею на остальных  поэтов,  было  весьма  велико,  хотя
далеко  не  благоприятно  для  их   творчества,   так   как,   увлекшись
серьезностью  В.,  но  не  обладая  глубиной  его  мысли,  они  впали  в
манерность. Только другой, также весьма значительный эпик того  времени,
Готфрид из Страсбурга, с своими последователями, отнесся с  насмешкой  к
В. за его серьезный и по временам затемненный  стиль.  Но,  несмотря  на
трудность понимания поэмы В., слава ее была настолько упрочена, что  она
оказывается в числе наиболее  ранних  печатных  книг  (1477  г.).  После
"Парцифаля" В. сложил  еще  две,  оставшиеся  неоконченными  поэмы,  что
доказывается большим совершенством языка  и  стиха  в  них,  а  также  и
большею  объективностью  самого  автора  -  "Титурель"   и   "Wiliehalm"
(Вильгельм); трудно сказать, которая из них была  написана  раньше,  но,
повидимому, обе между  1216  и  1220  гг.  В  "Титуреле"  рассказывается
трогательная и грациозная история любви фигурирующих уже  в  "Парцифале"
Сигуны и Шионатуландера. По мнению  некоторых,  эти  около  1600  стихов
неоконченного  "Титуреля"  представляют  по  своему  благозвучию  лучший
образчик старонемецкой поэзии, хотя, по другим, вообще язык В. не  может
считаться образцовым, так что в этом отношении  В.  безусловно  уступает
Готфриду Страсбургскому. Между 1256 - 72  г.  "Титурель"  был  развит  в
обширную поэму, так называемую  "Der  jungere  Titurel"  Альбрехтом  фон
Шарфенбергом,  который  пользовался,  по-видимому,  текстом  "Титуреля",
несколько разнившимся от дошедшего до нас.  Третья  поэма  "Willechalm",
начатая  Вольфрамом,  по  предложению  ландграфа  Германа,  должна  была
воспеть  деяния  Вильгельма  Аквитанского  или  Оранжского,  одного   из
сподвижников Карла Великого и сопричисленного  католической  церковью  к
лику святых.  Превосходные  по  языку  1928  стихов,  составляющие  этот
отрывок  (обилие  рукописей  доказывает,  насколько  было   любимо   это
произведение В., признаваемое, впрочем,  некоторыми  исследователями  за
вполне законченное), вдохновили двух ближайших к нему по времени поэтов:
Ульрих von dem Turlin около 1275 г. приделал к  "Вильгельму"  начало,  а
Ульрих von Turheim продолжил его около 1250 г., написав не  менее  86400
стихов; в этом виде поэма  более  известна  под  заглавием  "Rennewart".
Дошло до нас еще  девять  чрезвычайно  поэтичных  и  изящных  лирических
стихотворений В., в манере так называемого "aubades" или "Tageslieder" -
прощальных  песен  при  расставании  на  заре  с   своей   возлюбленной;
распределенные в известном порядке,  они  образуют  как  бы  миниатюрный
роман  в  стихах;  последние  из  них  не  считаются  за   принадлежащие
Вольфраму.
   И. Болдаков.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz