Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Виньи

(Альфред  de  Vigny)   -   знаменитый   французский   писатель
романтической  школы.  Последний  представитель  старинного  дворянского
рода; род. 27 марта 1799 г., умер в 1863 г. 16-ти  лет  он  поступил  на
военную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма и
традиционной в его семье преданности Бурбонам,  В.  не  сделал,  однако,
блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы;
но зато  долгая  жизнь  среди  солдат  показала  ему  оборотную  сторону
военного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения  он  изложил
впоследствии в "Servitude  et  grandeur  militaire"  -  одной  из  самих
искренних и глубоких книг, написанных о войне и  об  армии.  Все  досуги
своей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся  в  нем  страсти  к
поэзии;  первые  стихотворения  его   относятся   к   шестнадцатилетнему
возрасту, и около того же времени он завязал сношения  с  некоторыми  из
первых адептов романтизма. Он стал писать критические  статьи  в  органе
зарождающегося романтизма "La muse Francaise" и издал в 1822  г.  первый
небольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г.
   -  "Poemes  antiques  et  modernos",  в  1829  г.  -  новое  собрание
стихотворений.  Господствующий   тон   этих   произведений   -   грусть,
байроновское разочарование, сознание  одиночества  "высоких  душ"  среди
непонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвования
и идеальной любви. Основание известности В. положила поэма  "Элоа".  Как
ни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческими
чувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его от
забвения. Подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, в
котором он как бы ищет воспоминания о своем божественном  происхождении;
подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам.  Элоа  -
чистый херувим, рожденный из слезы Христа  над  могилой  Лазаря.  Кто-то
шепнул ей про страдания падших ангелов - и она жаждет  внести  отраду  в
мрачную  жизнь  отверженных  небом  созданий.  Ее  безотчетная  тоска  и
зарождающееся в  ней  земное  чувство  изображены  с  большой  красотой.
Блуждая в раздумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона и
видит духа зла. Печать страдания  на  его  лице  привлекает  ее,  и  она
говорит ему слова участья и любви. Он на минуту  тронут  и  почти  готов
раскаяться, но злоба берет  верх  и  заведомо  вероломными  клятвами  он
пленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей  сферы.
Изобразив  в  Элоа  падение  душевной  чистоты,  В.  рисует  в   "Moise"
одиночество духовного величия  на  земле.  Гениальный  Моисей  тяготится
своим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молит
его о смерти.  Другие  поэмы  Виньи  на  библейские  темы  поэтичны,  но
введенные в них образы расплывчаты и  отвлеченны,  как  вообще  создания
романтиков. Таковы напр. "La femme adultere", "La fille de Jephte";  тем
же  характером  отличается  "Helena",  сюжет  которой   заимствован   из
современной поэту греческой  жизни.  Между  лучшими  пьесами  можно  еще
назвать "La neige". "Le Trappiste", и два юношеские  стихотворения:  "La
Dryade" и "Symeta", напоминающие Андре Шенье.
   Поэмы В. не имели, сначала, большого  успеха.  Они  были  оценены  по
достоинству только литературными друзьями поэта; его интимно поэтическое
творчество не могло проникнуть сразу в большую публику.  Первый  большой
успех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический  роман
"Cinq-Mars". Он  сразу  разошелся  в  большом  количестве  изданий,  был
переведен на все европеисте  языки,  в  том  числе  на  русский,  что  в
особенности   льстило   самолюбию   автора;   во   всех   углах   Европы
чувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал,
что он обязан успехом книги скорее непониманию  публики,  чем  истинному
литературному достоинству романа,  и  часто  говорил,  с  привычной  ему
иронией, что он написал "Cinq-Mars", чтобы заставить читать свои  стихи.
Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволнений
лагерной  жизни,  В.  написал  его  вернувшись  во  Францию   и   прочтя
предварительно, как он сам говорит,  около  300  книг  и  рукописей.  Но
взявшись за роман, который он называет  историческим,  В.  прежде  всего
изгоняет  из  него  историческую  правду.  Для  него  искусство   -   не
толкователь истории, а ее  заместитель.  Вместо  живых  лиц  В.  выводит
отвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман  полон

 
несообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон де
Ланкло в  обществе  Корнеля  и  т.п.  Но,  при  общей  слабости  романа,
отдельные эпизоды очень  хороши,  как  напр.  история  Urbain  Grandier,
поэтический образ Мари Гонзаг и др.  Настоящим  событием  было,  в  свое
время, первое представление (24 октября 1829 г., на  сцене  французского
театра)  "Отелло",  переведенного  В.  (в   стихах)   и   познакомившего
французскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во вкусе  Дюси.
Для молодой  романтической  школы  это  было  торжеством,  подготовившим
появление и успех "Эрнани".
   В  "Servitude  et  grandeur  militaires"  (1835)  симпатиями   автора
пользуются более всего старые служаки, у которых чувство долга  и  чести
составляет вторую  натуру.  Их  беспрекословная  покорность,  стоическое
исполнение самых опасных  и  трудных  обязанностей  возбуждают  в  поэте
глубокое уважение  к  этим  безвестным  героям  долга  и  наполняют  его
ненавистью к рабству, в  котором  их  держит  военная  сила.  В  романе:
"Stello" (1832) Виньи скорбит о  том,  что  поэт  одинок  в  современном
обществе. При всяком государственном строе он является  лишним:  монархи
его  боятся,  конституционные  государства   убивают   его   презрением,
республики выключают его из своей среды. Иллюстрацией первого случая  В.
берет историю Жильбера при Людовике XV, второго - Чаттертона, убивающего
себя после того как лорд-мэр, прочтя его  стихи,  предлагает  ему  место
лакея, и  третьего  -  Андре  Шенье,  умирающего  на  эшафоте.  Особенно
драматичен эпизод Шенье и рассказ о последних днях террора. Историческая
сторона слаба, но книга полна  настоящей  поэзии  и  большой  красоты  в
отдельных эпизодах. В истории романтизма В. занимает  большое  место  не
только стихотворениями и романами, но и несколькими драмами, из  которых
самая крупная "Чаттертон",  представленный  в  1835  г.  В  "Чаттертоне"
драматизирован один эпизод Стелло, и еще резче чем в романе В.  защищает
в драме право поэта  на  свободное  существование.  Он  показывает,  как
материалистическое общество  доводит  до  самоубийства  поэта,  живущего
высшими интересами; он требует для поэта права жить  и  мечтать,  т.  е.
хлеба  и  досуга.  Теперь  драма  В.  кажется  сентиментальной;  но  при
появлении "Чаттертона" общество переживало пароксизм идеализма,  и  идея
В. находила отклик в сердцах. Театр был  полон  длинноволосыми  юношами,
считавшими, что единственные занятия, достойные "высших натур" -  поэзия
и  живопись.  Эта  аудитория  аплодировала  каждому  слову   Чаттертона,
идеализирующего искусство, казнящего  жизненную  пошлость  в  лице  мужа
Китти и лорда мэра.
   В 1842 году В. был избран в  французскую  академию.  Еще  раньше,  со
второй половины тридцатых годов, он почти совсем перестал печатать  свои
произведения,  да  и  писал  сравнительно  немного,   ведя   уединенную,
замкнутую жизнь в своем имении и только ненадолго приезжал в Париж.  Его
биографы приписывают эту перемену разочарованию, которое  он  испытал  в
своей страсти к знаменитой актрисе Дорваль. Оно отразилось  в  одном  из
самых могучих стихотворений Виньи:  "La  colere  de  Samson".  И  прежде
расположенный  к  меланхолии,  он  выработал  себе  теперь  своеобразный
пессимизм, чуждый отрицания, но  проникнутый  сомнением  в  божественной
справедливости ("Le  Mont  des  Oliviers"),  подавленный  равнодушием  и
холодностью природы ("La  maison  du  berger"),  молчаливо  и  терпеливо
ждущий смерти ("La mort du loup"), полный  сострадания  к  человеческому
горю. "Мирное отчаяние"
   - говорит он в своем "Дневнике" ("Journal d'un poеte"), напечатанном,
как и последние его поэмы ("Les Destinees"), уже  после  его  смерти,  -
"без гневных  судорог  и  без  упреков  небу:  вот  истинная  мудрость".
Никогда, может быть, дарование В. не достигало такой силы,  как  в  этом
наименее известном периоде его  творчества.  Из  книг,  посвященных  В.,
заслуживают внимания: A. France, "Alfred de Vigny, etude etc.  "  (Пар.,
1866); Godefroy, "Hist. litter, du XIX s. "; Th. Gautier,  "Histoire  du
romantisme"
и в особенности Maurice Paleologue,  "Alfred  de  Vigny"  (в
коллекции "Les grands ecrivains francais").
  
На русский язык переведены "Чаттертон" И. С. Воейковым (1836 и 1859);
"CinqMars" - Очкиным (Спб., 1835); "Стелло  или  голубые  бесы"  (1835);
"Смерть волка" (поэма; "Русская Мысль", 1886) и др.  Его  биографию  см.
"Отеч. Записки", 47 т.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz