Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Веласкес

(Velazquez, Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва), наряду с
Б. Э. Мурильо, знаменитейший из испанских живописцев, род. в  Севилье  в
1599 г. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за  сто
пред тем переселившегося в Андалузию,  предназначал  будущего  художника
для судебной или литературной карьеры, но, в виду обнаружившейся  в  нем
страсти к рисованию, не мешал ему сделаться живописцем. В. учился сперва
у Франсиско Херреры Старшего, а потом у Франсиска Пачеко, дочь  которого
вскоре  сделалась  его  женою.  В  мастерской  Пачеко  будущий   великий
живописец занимался больше всего изображением голов с натуры,  обращение
же с красками он усвоил себе этюдами плодов и живности, также с  натуры.
К первой поре  его  самостоятельной  деятельности  относятся:  "Продавец
воды" (наход. у лорда Веллингтона), "Поклонение волхвов" (в  лонд.  Нац.
галерее) и "Поклонение пастырей" (в Мадридском  музее)  -  картины,  уже
замечательные  по  благородному  натурализму,  сильной  лепке,  но   еще
несколько сухие по кисти и резкие в отношении  контрастов  освещения.  В
1622 году  Веласкес  переселился  в  Мадрид,  где  копировал  образцовые
произведения живописи в королевском собрании  и  написал  портрет  поэта
Гонгоры (в Мадридском музее). В следующем затем году,  В.  был  удостоен
заказом изобразить короля Филиппа IV  верхом  на  коне  и  столь  удачно
исполнил эту работу, что удивил ею  весь  двор  и  приобрел  себе  титул
королевского живописца. В 1627  г.,  по  конкурсу  с  Кахесом,  Нарди  и
Кардучо,  он  написал  картину:  "Изгнание  мавров"  и  получил   звание
гофмейстера. Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в Мадрид,
в 1628 году, возбудило в В. желание  посетить  Италию.  Проведя  в  этой
стране около 3-х лет (1629 - 1631), он изучал и  копировал  произведения
Тициана, П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля,  Микель-Анджело  и
антики  в  Риме.  Это  путешествие  произвело  перемену   в   мастерстве
художника: стиль его сделался более свободным и блестящим, колорит менее
темным  в  тенях  и  передающим  натуру  в  ярком   освещении.   Первыми
произведениями  этой  второй  манеры  В.  были:  "Кузница  Вулкана"   (в
Мадридском музее), "Одежда Иoсифа" (в Эскурьяльском дворце) и  два  вида
виллы  Медичи  (в  Мадридском  музее);  за  ними  следовал  ряд   других
великолепных картин, каковы напр. : "Взятие Бреды" (в Мадридском музее),
"Усопший Спаситель" (в монастыре С.-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные
портреты королей Филиппа III, Филиппа IV, их супруг, инфантов и  инфант,
герц. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. В 1634  г..
знаменитый    художник    получил    почетное    звание     королевского
гардеробмейстера,  в  1643  году  -  камердинера  и  в  1642  -  44  гг.
сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. В конце 1648 г.
он отправился вторично в Италию, с поручением закупить картин и  разного
рода художественных предметов для дворца,  посетил  главные  итальянские
города и написал в Риме мастерский портрет папы Иннокентия Х (в  палаццо
Дориа, в Риме). С  возвращения  В.  из  этой  поездки  в  Мадрид  (1651)
начинается третий период его творчества,  к  которому  относятся,  между
прочим: "Св. Семейство", известное под названием Los Meninas,  "Ковровая
фабрика", "Св. Антоний и Павел" (все три в Мадридском  музее)  и  многие
портреты. Будучи сделан  в  1652  г.  королевским  обер-гофмаршалом,  В.
исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя  она
и отнимала много времени от его художественных  занятий,  и  в  1660  г.
сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания  с
королем Людовиком XIV по случаю  бракосочетания  последнего  с  инфантой
Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так
утомило художника, что он заболел,  и  вскоре  по  возвращении  своем  в
Мадрид скончался, 6  августа  1660  года.  Как  замечено  выше,  В.  был
живописец-натуралист в лучшем значении слова.  Он  обладал  тайной,  при
помощи самых простых средств и приемов, воссоздавать жизнь  во  всей  ее
правде, простоте и вместе с тем обаянии - тайной, которая и в  наши  дни
приводит  в  изумление.  Писанные  им  портреты   отличаются   верностью
характеристики изображенных физиономий, передачей индивидуального  типа,
выражения национальной гордости и чувства достоинства. Натура отражается
в них, как в зеркале; в них нет и тени какой-либо  условности.  Теми  же
высокими достоинствами отмечены и другие произведения великого  мастера.
В особенности бесподобны  портреты  и  картины  его  последней,  третьей
манеры, в которых он эскизно, без густой накладки красок,  воспроизводит
трудные и тонкие эффекты освещения и воздушной перспективы. Чтобы вполне
изучить гениального художника, необходимо  побывать  в  Мадриде,  где  в
одном музее находится 61 его картина, в том числе самые главные. Однако,
его произведениями могут гордиться и другие европейские галереи. У  нас,
в Императорском Эрмитаже, имеется пять несомненно подлинных работ  В.  :
портреты Филиппа IV, во весь рост и грудной, герцога Оливареса, также  в
двух экземплярах, в рост и грудной, и этюд головы папы Иннокентия X, для
портрета галереи палаццо Дория.  В.  оказал  на  живопись  своей  родины
большое   влияние,   и   в   числе   его    учеников    были    Мурильо,
Карреньо-де-Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и  др.  выдающиеся  испанские
мастера. Как на лучшие биографии  В.  можно  указать  на  сочинения:  С.
Justi, "Diego Velazquez und sein Jahrhundert" (Бонн,  1888,  2  т.);  W.
Stirling Maxwell, "Velazquez und seine  Werke"  (
перевс  английского,
Берлин, 1856) и Paul Lefort, "Velazquez" (общедоступный труд, входящий в
состав серии книжек: "Les Artistes cеlebres").
   А. Сомов.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz