Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Василий Дмитриевич

- вел.  кн.  владимирский  и  московский  (1389  -
1425).  Хотя  В.  Д.,  сын  Димитрия  Донского,  и   возведен   был   на
великокняжеский  престол  послом  хана,  но,  с  его  княжения,  великое
княжество сделалось окончательно достоянием московских  князей.  Перевес
его над другими князьями и над старыми родовыми притязаниями сказался  в
самый год его вступления на престол. Князь Владимир Андреевич, его дядя,
поссорился с Василием, но должен был, однако,  уступить  племяннику.  Он
признал последнего старейшим себя, обязался ходить на  войну,  сидеть  в
осаде, где В. прикажет. Вел. князь находил  сильную  опору  в  боярстве.
Боярские роды начали оседать в Московском княжестве  со  времен  второго
сына Калиты, Ивана  Ивановича.  Эта  оседлость  дружины  породила  связь
осевших боярских родов с домом Калиты, вследствие которой им не  выгодно
было, чтобы Моск. княжеством завладела какая-либо другая линия дома  св.
Владимира; точно также в выгодах боярства была передача престола от отца
к сыну, при  которой  им  было  удобнее  проводить  свою  наследственную
политику. Возвышая значение  московского  князя  над  другими  князьями,
московское  боярство  возвысило  себя  над  боярством  других  княжеств.
Боярство в других княжествах, видя усиление Москвы,  стремилось  служить
сильному  и  богатому  московскому  князю.  Таким   положением   дел   и
настроением       боярства       объясняется       легкое        падение
Нижегородско-суздальского   княжества.   В.    Д.,    зная    настроение
нижегородского боярства,  купил  в  Орде  ярлык  на  Нижний  Новгород  и
Суздаль.  Борис,  кн.  нижегородский,  созвав  своих  бояр,  сказал  им:
"Господа мои и братия, милая дружина! Вспомните крестное  целование,  не
выдайте меня врагам моим". Бояре клялись и во  главе  их  клялся  боярин
Румянец, который, между тем, уже давно завел переговоры с Москвою. Когда
в Нижний Новгород явились московские бояре с татарскими послами, то  тот
же боярин Румянец сказал Борису: "Господин князь! Не надейся на нас  (на
бояр), мы уже теперь не твои и не  с  тобою,  а  на  тебя".  Борись  был
схвачен, с женою и детьми; его немногие доброхоты  разосланы  по  разным
городам. В. таким образом приобрел, кроме  Нижнего  Новгорода,  Городец,
Мещеру, Муром, Тарусу, а через несколько лет и  Суздаль.  -  В  1395  г.
Восточной России грозила страшная  беда.  Тамерлан,  победив  Тохтамыша,
перешел Волгу и овладел Ельцом. Москва была в ужасе; но  еще  живы  были
сподвижники Димитрия Донского на Куликовом  поле.  Московские  бояре  не
пришли  в  отчаяние,  собрали  полки  и  уговорили  В.  стать  во  главе
ополчения,  чтобы  с  оружием  в  руках  встретить  грозного  врага.  Но
Тамерлан, простояв недели две в земле Рязанской  и  опустошив  страну  в
верховьях  Дона,  отступил.  Причину  отступления   восточные   историки
приписывают  приближению  осени   (отступление   начато   26   августа).
Благочестивое предание повествует, что отступление Тамерлана произошло в
тот день,  когда  в  Москву  принесли  икону  Богоматери  из  Владимира.
Костомаров весьма метко указал значение этого перенесения:  В.  приказал
перенести икону, которую Андрей Боголюбский тайком увез из Киева в  свой
любимый город Владимир; теперь эта икона служила освящением первенства и
величия Москвы над другими русскими городами. Но подчинить вполне  своей
воле  Великий  Новгород,  к  чему  стремились   в.   князья   с   Андрея
Боголюбского, Василию не удалось, хотя и  ему,  как  и  его  преемникам,
весьма много облегчал борьбу раздор Новгорода с бывшим  его  пригородом,
Псковом. В. Д. в борьбе с  старым  вечником  оперся  на  митрополита,  с
выгодами которого уже  его  предшественники,  начиная  с  Калиты,  умели
соединить судьбу Москвы и своего дома.  В  1392  г.  в  Новгород  прибыл
митрополит Киприян; он требовал, чтобы Новгородцы по старому  относились
к нему  в  делах  судных,  ибо  незадолго  до  этого  новгородское  вече
постановило  на  суд  к  митрополиту  не  ездить.   Вечевым   приговором
митрополиту было отказано. В. кн. вступился за  митрополита,  новгородцы
отказали и ему. Дело дошло до кровавых расправ. В 1393 г. в Торжке убили
московского  доброхота;  великий  князь,   захватив   Торжок,   приказал
разыскать виновных, и 70 человек преданы были в Москве мучительной казни
четвертования. Новгородцы, опасаясь за свою двинскую торговлю,  уступили
и прислали митрополиту судную грамоту. В  1396  г.  враждебные  действия
возобновились. В. князь хотел захватить Двинскую землю; сначала он успел
в том, но в 1398 г. должен был отказаться от Двинской земли,  Вологды  и
других новгородских владений. В 1404  г.  опять  возникли  неприязненные
отношения. Новг. архиепископ  Иоанн  три  года  содержался  в  Москве  в
заточении, но В. князь, помирившись с  Новгородом,  освободил  Иоанна  и
захваченных  в  этом  году  новгородских  бояр.   Ускорению   примирения
содействовало опасение замыслов  Витовта,  в.  к.  литовского,  который,
захватив Смоленск, явно стремился  к  захвату  и  Пскова  с  Новгородом.
Витовт, несмотря на родство с Василием, который был женат на его дочери;
Софье Витовтовне, был грозный враг. Владея  Смоленском  и  юго-западными
русскими княжествами, он недаром  носил  титул  вел.  кн.  литовского  и
русского; на  восток  его  владения  простирались  до  Оки.  Родственные
отношения смягчали борьбу; но Витовт был не из тех людей, которые  всему
предпочитают родственные связи. Псковичи и Новгородцы просили  помощи  у
в. князя московского. Три раза сходились тесть и зять и ни разу битвы не
было, каждый  раз  дело  кончалось  свиданием  и  миром:  1406  г.  близ
Крапивны, в 1407 г. у Вязьмы и в 1408 г. на берегах р. Угры. После  мира
на р. Угре не было больше столкновения у Василия с Витовтом. Для Василия
было великим счастьем, что в Орде, после  нашествия  Тамерлана,  12  лет
царствовала  неурядица,  которая  давала  Москве  возможность   свободно
действовать по отношению к Литве. В это время казна вел. кн. московского
чрезвычайно обогатилась: он в Орду и сам не ездил и никого  не  посылал;
на требование денег отвечал, что у него денег нет, а между тем постоянно
собирал деньги на ордынский выход. Все эти  деньги  оставались  в  казне
великокняжеской. Но в Орде все изменилось. когда власть перешла  в  руки
мурзы Эдигея, который, подобно Мамаю, стал  распоряжаться  и  ханами,  и
ордою. Эдигей хотел заставить В. повиноваться,  но  не  решился  открыто
напасть на Москву и прибегнул к хитрости. В 1408 г. он дал знать В., что
идет на Литву, а сам повернул к Москве. В.  бежал  в  Кострому,  оставив
своего дядю Владимира Андреевича защищать столицу. Эдигей не  мог  взять
Москвы, но отдельные татарские отряды  опустошили  Переяславль,  Ростов,
Дмитров,  Серпухов,  Верею,  Нижний  Новгород,  Городец,  Клин.  Эдигей,
получив известие, что в Орде неспокойно, отступил, разорив  на  обратном
пути Рязань.  Но  нашествие  Эдигея  нисколько  не  поколебало  значения
Москвы. В  1412  г.  В.  Д.  ездил  в  Орду  на  поклон  к  Джела-Ледину
(Зелени-Султан наших летописей), по поводу дарования им ярлыка изгнанным
нижегородским князьям. В 1399 г. умер  тверской  великий  князь  Михаил,
давши клятву за детей, внуков и племянников  не  искать  ни  Москвы,  ни
Новгорода. Великий князь рязанский обязался  чтить  В.,  как  старейшего
брата. Братья В. дали такие же записи, кроме Юрия.  В  княжение  Василия
случилось важное событие в истории церкви,  которое  имело  политическое
значение: по смерти Киприана, в 1406 г., митрополитом поставлен был грек
Фотий,  ничего  не  понимавший  в  русских  отношениях.  Его   надменное
отношение  к  Витовту,  дало  последнему  предлог  исполнить   давнишний
замысел: он созвал всех русских епископов, которые в 1425 г. поставили в
киевские митрополиты болгарина  Григория  Цамблака.  Влияние  Москвы  на
южную Россию было ослаблено. В княжение В.  Россию  посетило  и  грозное
бедствие - мор и трехгодичный голод. О главном  действующем  элементе  в
Москве, т. е. о боярстве, в княжение  В.  Д.,  сохранилось  показание  в
письме к нему Эдигея, в котором указывается на смену  старого  поколения
бояр поколением новым; первое слушалось татар, второе было враждебно им.
Первое, конечно, восхваляется Эдигеем. Из боярских родов на первом месте
стоял род боярина Феодора Кошки и его сыновей, предков Романовых;  потом
род   Ивана   Родионовича   Квашни,   род   Вельяминовых,    Челядниных,
Всеволожских, Плещеевых, племянников митрополита Алексея, Жеребцовых.
   Е. Былов.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz