Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Валтасар

- последний вавилонский царь,  имя  которого  упоминается  в
библейском рассказе о падении Вавилона (Дан. V, 1  -  30).  Несмотря  на
осаду столицы, предпринятую Киром,  царь  и  все  жители,  имея  у  себя
богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По  случаю  одного  праздника  -  читаем  мы  в  Библии  -  В.   устроил
великолепный пир,  на  который  приглашено  было  до  тысячи  вельмож  и
придворных. Настольными чашами служили  драгоценные  сосуды,  отобранные
вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между  прочим  и
дорогие сосуды из иерусалимского храма.  При  этом,  по  обычаю  древних
язычников,   прославлялись   вавилонские   боги,   которые   оказывались
победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря
на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговою. Но вот,
в самый разгар пира на стене показалась  рука  человеческая  и  медленно
стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился  в  лице  своем,
мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и  колена  его  от  ужаса
стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели  прочитать  и
разъяснить  надпись.  Тогда,  по  совету  царицы,  позвали  престарелого
пророка Даниила,  который  не  раз,  еще  при  Навуходоносоре,  проявлял
необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на
арамейском языке кратко  гласила:  "Мене,  мене,  текел,  упарсин".  Это
означало: "Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел -
ты взвешен и найден очень легким; упарсин -  разделено  царство  твое  и
отдано мидянам и персам". "В туже самую ночь
   - продолжает библейский рассказ  -  Валтасар,  царь  халдейский,  был
убит" (Дан. V, 30). Самое имя Валтасара, как упоминаемое в одной  только
Библии,  и  его  положение  в  ряду  вавилонских  царей  было  предметом
многочисленных ученых споров. Некоторые  исследователи  и  критики,  как
напр. Де-Ветте, находили возможным считать имя В.  фиктивным.  В  Библии
Валтасар называется сыном Навуходоносора; между.  тем  известно,  что  у
Навуходоносора  был  только  один  сын  Евил-Меродах,   после   которого
Вавилонией управляли еще три царя. В виду этого некоторые  отождествляли
В. с Набонидом. Но  против  такого  отождествления  говорит  несомненный
факт, что Набонид был взят Киром в плен еще до осады Вавилона и  не  был
убит, а содержался в почетном плену. Первая нить  к  распутыванию  этого
трудного исторического вопроса дана была  известным  ассириологом  Генри
Ролинсоном. При раскопке великого храма в Уре, им найдено было,  в  1854
году, несколько цилиндров с надписями, заложенных Набонидом в  основание
храма. На одном из этих цилиндров имеется  большая  надпись,  в  которой
Набонид обращается к богу луны с следующею мольбою: "продли мою жизнь на
многие годы и (также  жизнь)  Бел-сар-усура,  моего  первородного  сына,
происшедшего от меня". Из этой надписи ясно, что у Набонида был  старший
сын, по имени Бел-сар-усур, или, по  греческой  транскрипции,  Валтасар.
Как старший сын, он,  очевидно,  был  наследник  престола  и  по  обычаю
вавилонских царей мог быть призван к управлению, в качестве соправителя,
еще ври жизни своего отца. Что Валтасар ко времени падения Вавилона  был
уже человек взрослый,  способный  принимать  участие  в  государственных
делах, на это есть указания в другой клинообразной  надписи,  хранящейся
теперь  в  Британском  музее  и  содержащей  летопись  событий,  которые
предшествовали падению Вавилона и непосредственно следовали  за  ним.  В
ней, под 11-м годом царствования Набонида, следовательно за пять или  за
шесть  лет  до  падения  Вавилона,  упоминается  сын  царя,  в  качестве
главнокомандующего войсками. Когда Набонид был взят в плен, Валтасар мог
стать фактически царем  Вавилона,  хотя  бы  номинально  им  и  считался
Набонид. Что касается, наконец,  того;  что  Валтасар  называется  сыном
Навуходоносора,  то  это  просто  объясняется   известною   особенностью
еврейского  или  вообще  восточного  склада  мысли,  по  которому  отцом
называется не только действительный  отец,  но  и  дед,  прадед  и  даже
отдаленный предок (подобно тому, как Христос  называется  сыном  Давида,
всякий еврей считается сыном Авраама  и  т.д.).  Набонид  был  женат  на
дочери Навуходоносора -  следов.  Валтасар  был  внук  этого  царя  и  в
торжественной речи мог называть себя просто сыном  его.  С  историей  В.
связывается еще один вопрос. Библейский рассказ предполагает (хотя точно
и не заявляет об этом), что Вавилон  был  осаждаем  и  взят  силою  (или
хитростью), так что защищавший его Валтасар  погиб  в  ночной  стычке  с
неприятелем. Геродот, в свою очередь,  подробно  описывает  самую  осаду
Вавилона и ту военную  хитрость,  которая  употреблена  была  Киром  для
взятия  неприступной  иначе  столицы.  Между  тем,  в  упомянутой   выше
клинической летописи дело, по-видимому, представляется иначе. По  словам
ее, победоносный Кир, разбив вавилонское войско в  открытом  поле,  "без
битвы спустился в Вавилон" в шестой день месяца таммуза (т.е. июля).  Но
это выражение можно понимать и в том смысле, что Кир без битвы подступил
к Вавилону. В той же летописи, далее, рассказывается,  хотя  и  довольно
неясно, что со стороны Вавилона была самозащита, выразившаяся  в  отпоре
каких-то "мятежников гути",  которые  пред  победителем  заперли  ворота
Бит-Саггату, т.е. огромного  укрепления,  в  котором  находился  царский
дворец. Несмотря на то, что у них был крайний недостаток в  оружии,  они
продержались там в течение четырех месяцев, так что "Кир вошел в Вавилон
в третий день месяца арахсамну", т.е. в октябре или ноябре. Только после
этого клинописный документ начинает передавать подробности первых  шагов
управления Кира в Вавилоне. Итак, клинописный документ по  меньшей  мере
не  противоречит  рассказу  Геродота.  Ср.  (T.  Rawlinson,  "Egypt  and
Babylon" (1885, p. 147 - 161);
его же "Ancient Monarchies"  (2-е  изд.);
Е. Babelon в "Annales dephilos. chret.  "  (янв.  1881);  G.  Pinches  в
"Transactions of the Society of Biblic. Archeology" vol VII;  Vigouroux,
"La Bible et les decouvertes modernes" (1885,
т. IV, стр511  -  545).
Текст клинописного документа см. в "Transactions", т. VII, и в  "Records
of the Past" (т. V и XI).
   А. Лопухин.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz