Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Коркунов

(Николай Михайлович) - известный  юрист,  род.  в  1853  г.,
окончил курс на юридическом факультете спб. унив., в  1876  г.  выступил
преподавателем энциклопедии права  в  александровском  лицее  и  в  спб.
университете,  с  1879  г.  читает  государственное  право   иностранных
государств и основания международного права в  военно-юридич.  акад.,  в
1893  г.  защитил  в  юрьев.  унив.  диссертацию  на  степень   магистра
государственного и международного права, а в следующем году - на степень
доктора в спб. университете, где и состоит ординарным профессором госуд.
права. В 1893 г.  назначен  членом  комиссии  для  кодификации  основных
законов Финляндии. Главные соч.  К.:  "Лекции  по  общей  теории  права"
(СПб., 1886, 3 изд. 1894); "Общественное значение права"  (СПб.,  1890);
"Сравнительный очерк  государственного  права  иностранных  держав"  (I,
СПб., 1890), "Русское  государственное  право"  (СПб.,  1893);  "Указ  и
закон"  (СПб.,  1894).  Статьи  К.  по  отдельным  юридическим  вопросам
помещались в "Юридической Летописи", "Журнале Гражд. и  Уголов.  права",
"Журнале  Мин.  Юстиции",  "Журнале   Мин.   Народ.   Просвещения".   К.
принадлежит к числу  противников  господствующей  школы,  выдвигающей  в
праве на первый план момент  воли  и  требующей  строгого  разграничения
догматического  правоведения  от  социологии  и  истории.  В  трудах  К.
историко-социологический  элемент  играет   важную   роль;   юридические
конструкции  постоянно  освещаются   политическими   соображениями.   К.
свободен  от  исключительного  подчинения   немецким   авторитетам;   он
внимательно относится к специфическим явлениям русского  юридического  и
политического быта, нередко, однако, без  достаточных  оснований  идя  в
разрез с общепринятыми  учениями,  плодом  созидательной  работы  многих
поколений. В основу своего правопонимания К. кладет Иеринговскую  теорию
интереса, но вносит в нее существенное и удачное  изменение.  Право,  по
определению К., есть не просто защита интересов,  но  разграничение  их.
Юридические нормы разграничивают интересы различных субъектов, в отличие
от норм технических, указывающих средства достижения определенной  цели,
и нравственных правил, дающих сравнительную оценку  различных  интересов
одного и того же лица. Разграничение интересов, составляющее  содержание
правовых норм, совершается в двоякой форме: 1) путем  поделения  объекта
пользования  в  частичное,   индивидуальное   обладание   и   2)   путем
приспособления   его   к   совместному    пользованию    многих.    Этим
обусловливается различие частного и публичного права. В непосредственной
связи с этим воззрением, устраняющим  из  понятия  права  элемент  воли,
стоит  своеобразное  учение  К.  о  юридической  природе  государства  и
государств.  власти,  намеченное  уже  в  первом  издании   "Лекций"   и
сложившееся в законченную  систему  в  монографии  "Указ  и  закон".  К.
восстает  против   обычного   понимания   власти,   как   единой   воли,
господствующей над подданными государства. По его мнению, эта так назыв.
волунтарная  теория  власти,  унаследованная   современной   наукой   от
средневековой  схоластики  и  совершенно  чуждая  величайшим  мыслителям
древности, в настоящее  время  должна,  быть  признана  несостоятельною.
Самое понятие власти вовсе не связано необходимо с понятием  властвующей
воли. Властвование предполагает сознание не с активной  стороны,  не  со
стороны  властвующего,  а  с   пассивной,   со   стороны   подвластного.
Государственная власть - не воля, а сила, вытекающая из сознания  людьми
их зависимости  от  государства,  как  общественного  союза,  в  котором
принудительно  установляется  мирный  порядок.  Свою  точку  зрения   на
государственную  власть   К.   характеризует   названием   субъективного
реализма, противополагая ее  с  одной  стороны  "наивному"  объективному
реализму, отожествляющему власть с личной  волей  властителя,  с  другой
стороны - метафизическому  объективному  идеализму,  признающему  власть
волей государства, как особого субъекта, отличного от  составляющих  его
личностей. С точки зрения субъективного реализма, государство - не лицо,
а  юридическое  отношение,  в  котором  субъектами  права  являются  все
участники государственного общения, начиная с монарха и кончая последним
подданным,  а  объектом  служит  государственная  власть,  как   предмет
пользования и распоряжения. С этой конструкцией тесно  связан  и  взгляд
автора на разделение властей. Признание  государства  отношением  многих
лиц устраняет то  принципиальное  возражение,  которое  немецкие  юристы
выставляют против теории Монтескье - именно, указание на несовместимость
ее с единством государственной воли. При  безусловном  единстве  власти,
как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение  распоряжения
властью или так наз. разделение властей. Но учение Монтескье нуждается в
обобщении. Взаимное сдерживание органов власти,  обеспечивающее  свободу
граждан, достигается не только обособлением тех или других  определенных
функций государственной власти (законодательства, управления и суда), но
вообще  "совместностью  властвования",  которое  находит  проявление   в
троякой форме: 1) в осуществлении одной и  той  же  функции  несколькими
независимыми  друг  от  друга  органами:  2)   в   распределении   между
несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций;  3)  в
осуществлении различных функций одним органом,  но  различным  порядком.
Возведением  принципа  разделения  властей   к   более   общему   началу
совместного  властвования,  по  мнению  К.,  объясняется  признание   за
правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила
в административном порядке.  Установление  юридических  норм  в  двоякой
форме - законов и правительственных распоряжений (указов) - служит  лишь
одним из  проявлений  совместности  властвования.  Взаимное  сдерживание
государственных органов выражается здесь в том,  что  указы  имеют  силу
только под условием непротиворечия  законам.  Истинная  гарантия  такого
соотношения между указами и законами лежит не в существовании  народного
представительства и не в  ответственности  министров,  а  в  праве  суда
проверят юридическую  силу  указов.  Поэтому  отделение  законодательной
функции от правительственной возможно и в абсолютной монархии,  где  оно
подходит под третью форму  совместного  властвования.  Руководясь  этими
положениями,  К.  признает  существование  формального  различия   между
законодательством и верховным управлением и в нашем  праве.  Законом  он
считает   веление   верховной   власти,   состоявшееся    при    участии
государственного совета;  все  остальные  общие  правила,  исходящие  от
монарха, причисляются им к категории  Высочайших  указов,  издаваемых  в
порядке управления. Изложенное учение К.  вызвало  оживленную  полемику.
См. Дьяконов, "Новая политическая доктрина" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1894
г., сентябрь); Алексеев, "К учению о юридической природе  государства  и
государственной власти" ("Русская  Мысль",  1894  г.,  ь11);  Сергеевич,
"Новые учения в области государственного права" ("Журн. Мин. Юст.", 1894
г.; ответ К. в ь 2 "Журн. Мин. Юст.", 1895 г.).
   Ф. К.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz