Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Катон

(M. Porcius Cato), обыкновенно называемый,  в  отличие  от  К.,
современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также  у  римских
писателей Цензором (Сеnsorius, Censor)  -  представляет  собой  одну  из
наиболее крупных фигур древнего Рима, и как государственный  деятель,  и
как писатель.  Происходя  из  плебейского  рода  Порциев,  родоначальник
которого вероятно занимался разведением свиней (porcus), К. Старший род.
в 234 г до Р. Хр. (620 от осн. Рима) в  Тускуле  и  провёл  свою  юность
частью в сабинском  имении,  занимаясь  сельским  хозяйством,  частью  в
походах, частью выступая  на  римском  форуме  безвозмездным  защитником
обвиняемых. Уже 17 лет от роду  он,  сражаясь  с  Ганнибалом,  имел,  по
словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправился с
П. Сципионом, позже прозванным Африканским, в  Сицилию,  а  в  следующем
году переправился с ним  в  Африку,  занимаясь  прикрытием  транспортных
судов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, в 198  г.
- претора, при чём для управления ему досталась  провинция  Сардиния;  в
195 г., не смотря на  строгое  преследование  им,  в  качестве  претора,
ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был  избран  в
консулы, вместе с своим земляком и  покровителем  Л.  Валерием  Флакком.
Усилия его, в качестве консула, помешать отмене  Оппиева  закона  против
роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю
(Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что, по  возвращении
в Рим, был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше
городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г.  он  принял,  в  качестве
легата Ман. Ацилия Глабриона, участие в войне с Антиохом  и  разбил  его
войско при Фермопилах. Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельное
участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах.  В
сенате он заявил себя  особенно  противодействием  к  получению  разными
полководцами (Минуцием Фермом,  Ман.  Ацилием  Глабрионом,  М.  Фульвием
Нобилиором) триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же  Л.  Валерием
Флакком, цензуру. В этой должности он  ознаменовал  себя  необыкновенною
строгостью: исключил семь сенаторов из сената  и,  между  ними,  бывшего
претора Манилия за то только,  что  тот  днём  и  в  присутствии  дочери
поцеловал свою жену; вычеркнул из  списка  всадников  несколько  лиц  по
маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за  шутку  во  время
цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким
налогом женские украшения и  молодых  рабов  и  всюду  восставая  против
нарушения общественных интересов в пользу частных (напр. против  захвата
общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными
водопроводами). И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры,
направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против  иноземного
(особенно греческого) влияния. Когда в 155 г.  прибыло  в  Рим  афинское
посольство, с философом Карнеадом во главе, и стало заметно действие его
на римскую молодежь, К. всячески старался о том, чтобы скорее спровадить
гостей восвояси. Его борьба против греческой образованности осталась без
результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения  которого  он
упорно не переставал требовать до  конца  жизни  (известно  его  обычное
изречение  в  сенате:  "Ceterum  censeo  Carthaginem  esse   delendam"),
принесла свои плоды,  хотя  самому  К.  и  не  было  суждено  дожить  до
осуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людям
нажили ему не мало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний  Старший,
он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер  в  149
г. В римской литературе он имеет значение  ещё  большее,  чем  в  госуд.
жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы,
которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в  разных  других
видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем  в  течение
всего  VI  ст.  Рима,  с  началом  которого  возникла   вообще   римская
словесность. Красноречие было теснейшим образом связано с политической и
вообще гражданской  жизнью  в  Риме  и  потому  существовало  в  Риме  с
древнейших времен государства; но только с К. оно становится искусством,
для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою  нелюбовь
к грекам, К. изучил по их книгам теорию красноречия  и  составил  первую
римскую риторику.  Как  этим  руководством,  так  в  особенности  своими
речами,  где  теория  ораторского  искусства  прилагалась  к  делу,   К.
обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на
последующих ораторов. После него осталось множество речей,  сказанных  в
сенате,  в  народных  собраниях  и  в  судах.  Во  времена  Цицерона  их
обращалось в публике  более  150,  и  знаменитый  оратор,  изучивший  их
внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся  все  достоинства,
какие  требуются  от  оратора.  Если  этих  речей  в  классический   век
красноречия уже  не  читали,  то  только  потому,  что  этому  мешал  их
устаревший  язык.  Цицерон  сравнивает  К.,  как  оратора,  с  греческим
оратором  Лисией,  находя  между  ними  особенное  сходство  в  остроте,
изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась
в речах К.,  Плутарх  (Cat.,  4)  сравнивает  этого  патриарха  римского
красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности  можно
привести сохранившийся у Геллия отрывок,  где,  нападая  на  присвоивших
себе общественные деньги  полководцев,  К.  говорит:  "Воры,  обокравшие
частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры -  в
золоте и пурпуре". Как образец искусной постройки речей К.,  могут  быть
указаны сохранённые  тем  же  Геллием  отрывки  из  речи  его  в  защиту
родосцев, которым жадные до наживы  сенаторы  хотели  было,  под  пустым
предлогом, объявить войну, тогда как  здравые  политические  соображения
требовали поддержания мирных  отношений  с  дружественным  Риму  богатым
о-вом. Отрывки эти приведены в переводе в "Лекциях  по  истории  римской
литературы" проф. Модестова (стр. 144 - 145, изд. 1888). Вообще речи  К.
до нас не дошли, а сохранившиеся, в  виде  цитат  у  древних  писателей,
отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у  Мейера,  в  его
"Oratorum Romanorum fragmenta"  (Цюрих,  1872,  2-е  изд.).  К.  положил
начало и римской историографии. Предшествовавшие  ему  римские  историки
писали по-гречески. Изданное К.  в  семи  книгах  сочинение:  "Origines"
(Начала) - не только первое историческое сочинение на  латинском  языке,
но  и  необыкновенно  важно  для  знакомства  с  римскою  и   вообще   с
древнеиталийскою историей. Оно было  написано  по  источникам,  которыми
потом уже мало пользовались  римские  анналисты  и  историки.  Тут  были
приняты во внимание древние фасты, местные  летописи  разных  италийских
городов; это была вообще история, насколько возможно, документальная,  и
римские писатели от Корнелия Непота  до  Сервия  единогласно  говорят  о
необыкновенной тщательности автора её в  собрании  материалов.  Написана
она была К. в старости. Хронологически она обнимала шесть  столетий  (до
603 г. от основания Рима), а название своё: "Начала" получила  от  того,
что в ней две книги  (вторая  и  третья)  были  посвящены  происхождению
разных городов Италии. Так, по  крайней  мере,  объясняет  это  название
Корнелий Непот (Cat., 3). Эти две книги, равно как и первая,  говорившая
о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для  римских
историков. От "Начал" до нас также дошли только отрывки,  которые  лучше
всего изданы Герм. Петером  в  его  "Historicorum  Romanorum  reliquiae"
(Лпц., 1870). Речи и историческое  сочинение  под  заглавием  "Origines"
были наиболее видными продуктами литературной деятельности  К.;  но,  по
словам Цицерона (De orat.,  III,  33).  не  было  ничего,  "чего  бы  не
исследовал и не знал и о чём бы потом не писал К. ". Он составил  своего
рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных
для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились
статьи по земледелию, медицине,  военному  делу  и  по  всем  предметам,
знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника
до нас  не  сохранилось,  как  не  сохранились  и  письма  К.,  собрание
изречений знаменитых людей и  стихотворная  поэма,  цитуемая  Геллием  и
носившая заглавие "Carmen cle moribus". Дошло до нас  -  хотя,  как  все
заставляет думать, далеко не  в  подлинном  виде  -  лишь  сочинение  "О
сельском хозяйстве" (De re rustica). В  сочинении  этом  перемешаны  без
систематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию,
садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и  проч.,  при  чём
сообщаются и практические наставления, до медицинских  рецептов  и  слов
для  заговоров  включительно.  Сочинение  "De  re  rustica",  называемое
некоторыми  "De  agricultura",   обыкновенно   печатается   в   изданиях
сельскохозяйственных римских писателей  ("Scriptores  rei  rusticae")  и
всего лучше  издано  Кейлем,  вместе  с  сочинением  Варрона  о  том  же
предмете, в 1884 г. (Лпц.). На русском языке есть специальное  сочинение
Зедергольма: "О жизни и сочинениях К. Старшего" (М., 1857). В. Модестов.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz