Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Каста

(от португальского casta выражающего  понятие  санскр.  термина
jati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у  всех  европейских
народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племён или
рас), на которые распадается  туземное  население  Остиндии  с  глубокой
древности. Отличительным признаком  индийского  кастового  устройства  в
представлении европейцев является строгая  замкнутость  отдельных  К.  и
резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят  о
"кастовом" духе или  "кастовой"  нетерпимости  тех  или  других  классов
европейского  общества.  Нужно,   однако,   заметить,   что   упомянутая
обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и  строга,  как
её изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью
довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К.  несомненно
ещё не существовали и начали возникать только во  второй  его  половине,
когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину  Ганга.
При этом передвижении им пришлось встретиться  с  неарийскими  исконными
обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы  победили
и  покорили  чёрное  туземное  население,  принадлежавшее  к  низшей  (в
культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения  победителей  к
побеждённым и явились зерном, из которого развился весь кастовый  строй.
В  древнейшем  ведийском  периоде,  при  однородности   этнографического
состава (вероятно - ещё небольшого) арийского народа ведийских  индусов,
не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости
и в то время, когда арийцы и не арийцы находились  в  положении  воюющих
сторон: на поле битвы все равны,  и  есть  только  враг,  которого  надо
сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и  победители,
вступая в мирное владение  страной,  входят  в  постоянные  отношения  с
покоренными  автохтонами,  начинает   вырабатываться   известный   modus
vivendi, обязательный для  обеих  сторон.  Пришельцы-победители  считают
себя за высшую расу и тщательно охраняют  себя  от  смешения  с  низшей,
покорённой. Таким образом, в основе К. лежит  этнографическое  различие,
которое арийцы-завоеватели старались сохранить и  поддержать,  установив
принцип  полной  своей  обособленности.  Впоследствии,  подобно   другим
культурным  институтам,  кастовый  строй  становится  священным,  и  ему
приписывается божественное происхождение. Так,  в  позднейшей  индийской
мифологии высшая К. - брахманы  -  выводится  из  уст  Брахмы,  воины  -
Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из  бёдер,  а  ремесленная  К.  -
Шудры  -  из  ступней  Брахмы.  Сомнительно,   однако,   чтобы   принцип
разграничения двух различных народностей мог  быть  строго  проведён  на
практике даже в древнейшие времена арийского господства  в  сев.  Индии.
Смешанные браки (законные  и  незаконные)  всётаки  были  неизбежны;  по
закону Ману, индус может брать себе в жёны женщин из своей  и  из  любой
низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой
с ним К., а дети жён из других низших К. попадают в презренные смешанные
К. Таким образом, арийская кровь всё-таки проникала в  жилы  неарийского
населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые
пришлецы   из   северной,   более    умеренной    страны,    не    могли
акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были  вымирать,
уступая место низшей, но  более  выносливой  в  климатическом  отношении
расе. Из смешанного потомства также выживали  лучше  те,  в  ком  больше
текло неарийской крови. В  результате  современное  индусское  население
Индии представляет более или  менее  однородный  продукт  смешения  двух
(точнее  трех)  рас,  которое   не   могло   быть   задержано   никакими
законодательными  и   социальными   учреждениями   в   роде   замкнутых,
обособленных К.  Этим  объясняется  тот  факт,  что  в  настоящее  время
большинство  высших,  "дважды  рожденных"  К.  -  брахманов,   раджпутов
(прежних кшатриев) и вайшья - не  отличается  ничем  особенным  в  цвете
кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе  не
претендующей на арийское происхождение. С другой стороны,  среди  низших
К.,  напр.  земледельцев   и   пастухов,   встречаются   нередко   типы,
приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к
арийскому  идеалу  красоты.  Таким  образом,  К.   оказались   бессильны
остановить слияние двух различных рас и  мало-помалу  из  демаркационной
линии  между  белой  и  чёрной  расой   превратились   в   установление,
стремившееся помешать примеси  чёрной  крови  к  белой  (кастовый  строй
средневековой Индии милостивее к детям,  рождённым  от  высшего  отца  и
низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещё более
поздние времена утратили и  это  значение  и  получили  скорее  характер
замкнутых корпораций или цехов, с  строго  определенным  родом  занятий.
Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение  К.,  но
самый институт продолжал существовать,  и  влияние  буддизма  отразилось
только  в  ослаблении  чрезмерного  преобладания  К.  брахманов.  Ислам,
утвердившийся  в  сев.  Индии,  в  свою  очередь,  расшатал  и   ослабил
перегородки К., но не  мог  уничтожить  их;  в  мусульманской  Индии  К.
всё-таки  сохранились,  обратившись  в  цехи  профессионалистов.  Только
христианство категорически восстало против К., но его миссионеры  должны
были мириться с закоренелыми общественными  привычками,  так  что  среди
христиан  туземцев  К.  доселе  продолжают  существовать.   Разнообразие
занятий повлекло за собой в Индии, как и в  других  странах,  разделение
общества  на  отдельные  классы  по   роду   занятий;   наследственность
какого-либо занятия в известном  роду,  наблюдаемая  часто  и  в  других
странах, сначала узаконенная государством  и  освящённая  затем  обычным
правом, при наличности готовых кастовых рамок  приняла  характер  К.  Но
число К. и  их  членов  среди  ремесленников,  сравнительно  с  высокими
цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более  древние  К.),
гораздо меньше. Современные отношения  К.,  таким  образом,  совсем  уже
другие, чем в древности, и представляют  в  различных  местностях  Индии
более или менее крупные  колебания  и  различия.  В  общем  от  древнего
кастового  устройства,  с  его  четырьмя  главными  К.,  сохранилась   в
известной чистоте только одна  главная  К.  -  брахманов.  К.  кшатриев,
заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто
подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в  лице
самых низших К.,  члены  которых,  на  вопрос  о  происхождении,  всегда
уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении.  Две  другие  К.,
по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых
К., недавнее происхождение которых нередко  очевидно  из  их  персидских
названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье,  следует
прибавить обстоятельную статью о  новых  К.  Шлагинтвейта:  "Ostindische
Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut.  Morgenland. 
Gesellsch.",
XXXIII,  1879),  где  приведены  выдержки  из  малодоступных  в   Европе
индийских  официальных  изданий  и  подробная  статистика  К.  См.   ещё
прекрасные статьи Сенара, в "Revue  des  deux  Mondes"  (1894);  Risley,
"Tribes and Castes of  Bengal";  Sherring,  "Hindu  tribes  and  Castes"
(
Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4  castes  according
to the Manavadharmacastram" (
Лпц., 1881); W.  Hunter,  "Orissa"  (Лонд.,
1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (
Кальк.,  1872);  Ochs,
"Die Kaste in Ostindien" (
Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of
People of India" (
Л., 1817); Kitts, "A  compendium  of  the  castes  and
tribes found in India" (
Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations
ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic  age"
("Journ.  of  Asiat.  Soc.",  1867);  Weber,  "Collectanea   ueber   die
Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien",
т. X,
1868).
Туземные известия о происхождении  Ксобрал  и  разобрал  Muir:
"Original Sanscrit-Texts on tne Origin and  History  of  the  People  of
India" (
Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz