Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Казуистика

- теория искусства применять к отдельным случаям (казусам)
общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные  по
существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению к
отдельным  жизненным  явлениям.  Большинство  этих  явлений   сложно   и
находится  под  воздействием  целого  ряда   факторов,   среди   которых
религиозные,  нравственные  или  юридические  принципы  стоять  рядом  с
другими - бытовыми, социальными и т.п. - или переплетаются между  собою.
Чтобы дать оценку, с той или иной точки  зрения,  данному  факту,  часто
нужен  бывает  строгий  анализ  подробностей   события,   диалектическое
развитие самых принципов, примирение их между собою и  т.д.  Богословие,
этика и юриспруденция, как  науки,  в  своих  отдельных  отраслях  имеют
главной целью установление своих принципов, в связи  с  их  следствиями,
обнимающими,  по  возможности,  всю  совокупность  обусловливаемых   ими
явлений. Это составляет обыкновенно задачу  так  называемой  догмы  этих
наук, подчиняющейся в своих заключениях  определенным  научным  методам.
Средневековые богословы (моралисты) и юристы шли дальше  простой  догмы;
они желали обнять всю совокупность  как  действительно  встречающихся  в
жизни, так и возможных или прямо вымышленных случаев, подвести каждый из
них под определенный принцип и  дать,  таким  образом,  исповеднику  или
судье руководство, из которого он мог бы  почерпнуть  готовый  ответ  на
каждый вопрос. Для  этой  цели  создавались  специальные  труды  (Summae
богословов, Casus глоссаторов и т.п.), где, в  систематическом  порядке,
располагалось   бесчисленное   количество   казусов,   так   или   иначе
разрешаемых. К.,  этим  путем,  выродилась  в  специальную  quasiнаучную
дисциплину, имевшую долгое время огромный успех.  Подбор  многочисленных
казусов не  только  давал  пищу  схоластическому  уму,  устраненному  от
обсуждения самых  принципов,  как  данных  свыше  (священное  писание  и
римское право, как ratio scripta), но и позволял обходить эти  принципы,
ради  требований  житейского  расчета  и  выгод.   Изворотливость   ума,
направленная в эту сторону, составляет  одну  из  характерных  черт  К.,
особенно  ярко  выраженную  в  сочинениях  Иезуитов.  Другая  состоит  в
чрезвычайной мелочности  анализа  бесконечных  деталей  каждого  казуса,
результатом которой являлось  обыкновенно  или  извращение,  или  полное
затемнение того принципа, пояснением которого должен был служить  казус.
В связи с этим стоит крайняя  односторонность  мысли  казуиста.  Занятый
применением  принципа  к  мельчайшим  подробностям  данного  случая,  он
постепенно  и  незаметно  для  самого  себя  выходил  из  области  этого
принципа, но  продолжал  искать  его  применения,  насилуя  жизнь  и  ее
явления. В этой односторонности и заключается коренной недостаток К., не
понимавшей сложности жизненных явлений и не  умевшей  остановиться  там,
где кончается область господства данной нормы и начинается свободная  от
ее  область.  Сила  К.  состоит  в  обаянии  диалектики,   действительно
помогающей иногда отметить основные  способы  приложения  и  особенности
того или иного принципа. Поэтому, несмотря на полную потерю веры  в  К.,
как самостоятельную дисциплину, к ней продолжали и продолжают  прибегать
и богословы, и моралисты, и юристы, когда желают развить последовательно
свои принципы. Под обаянием К. находился, например, еще  Кант,  которого
занимало иногда решение таких вопросов: "позволительно ли  предупреждать
самоубийством  несправедливое  осуждение  на  смерть,  даже  когда   его
дозволяет государь,  приговоривший  к  смерти"  (как  Нерон  -  Сенеке)?
"Человек укушен бешеной собакой  и  уже  находится  в  первых  припадках
водобоязни; думая о том, что и он, в припадке бешенства,  может  укусить
других людей, он для предотвращения несчастья убивает себя. Совершает ли
он  этим  преступление"?  "Так  как  цель  сожития  мужчины  и   женщины
заключается в продолжении рода, то дозволительно ли это  сожитие,  когда
цель явно не  может  быть  достигнута,  напр.  во  время  беременности"?
"Человек, уважающий себя, может  ли  в  разговорах  с  высшими  лица  не
пользоваться  выражениями:  "ваше  преподобие",  "ваше  преосвященство",
"ваше величество"? "Поступивший таким образом  человек  будет  ли  иметь
право жаловаться в том случае, если потерпит притеснения от этих  лиц?",
и т.д. К. продолжает давать  пищу  остроумию  во  множестве  судебных  и
парламентских дебатов, проповедей и т.д. Она снабжает сюжетами множество
романов и повестей. Особое значение она имеет в преподавании права,  где
целый   ряд   догматических   положений    обыкновенно    иллюстрируется
определенным подбором казусов, и где, таким образом,  отвлеченная  догма
сближается с жизнью. В современной немецкой юридической литературе вновь
замечается, поэтому, сильная наклонность к  развитию  К.,  в  противовес
старой, до крайности абстрактной римской  догме.  Современная  юрид.  К.
легко обращается в простую схоластику, когда  забывает  истинные  основы
юридического творчества.
   В.Н.
 

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz